Пока весь мир следит за происходящим в Украине, Беларусь остается в тени. А между тем, женщины продолжают страдать от действий нелегитимной власти. Их задерживают, сажают в тюрьмы, дают сроки за комментарии и наклейки. С начала войны в Украине таких случаев появилось немало.

24 февраля 2022 года жительница Молодечно Ольга Борунова вышла в город на антивоенный пикет и стала с бело-красно-белым флагом возле магазина. Спустя 15 минут за ней приехали силовики. Ее выпустили из милиции только 26 февраля, забрав телефон и оштрафовав на 2160 рублей. Сын Ольги рассказал, что выйти на акцию женщину подтолкнуло вторжение российских войск в Украину.

27 февраля 2022 года на избирательном участке в деревне Вольно задержали 51-летнюю Оксану Шеремета. На избирательном участке женщина высказалась против действий России, и местные жители вызвали на нее милиционеров. Оксану доставили в милицию в Барановичи и забрали телефон. В ее соцсетях нашли некие «экстремистские материалы». Однако арестовывать Оксану не стали, так как дома ее ждала пожилая мать. Но утром 2 марта милиционеры забрали ее из дома и отвезли в суд Барановичского района. Ее признали виновной и оштрафовали на 320 рублей.

27 февраля 2022 года на площади Победы в Витебске милиционеры задержали местную жительницу Екатерину Бекан. Основанием стали желто-голубые цветы в руках у женщины. В милиции на нее составили протокол по статье 24.23 КоАП за несанкционированное пикетирование. По итогам суда Екатерину приговорили к 10 суткам ареста.

27 февраля 2022 года была задержана переводчица Ольга Калацкая. Это случилось в минском районе Серебрянка возле школы №134. Переводчицу оштрафовали на 4800 рублей. В прошлом году ее приговорили к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа за пощечину пропагандисту Азаренку.

28 февраля 2022 года в Гомеле судили Валентину Миронову, мать политзаключенного Ильи Миронова. Поводом для возбуждения дела против нее стал украинский флажок, стоявший на подоконнике у ее дома. Флаг был виден с улицы. И 25 февраля женщину задержали за него, не разрешив даже взять из дома необходимые вещи. В суде Валентину Миронову оштрафовали на 160 рублей.

В марте 2022 года в Чечерске судили 20-летнюю студентку Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Риту Зотову. 20-летнюю девушку задержали за то, что она расклеивала листовки, содержание которых, по мнению следствия, унижало омоновцев. Оказалось, листовку ей предложил наклеить парень, с которым она встречалась год. Девушка рассказала, что после задержания силовики сняли «покаяльное видео» с ней и пообещали: «Не волнуйтесь, это никуда не пойдет». И хоть лингвистические экспертизы не установили в текстах на листовках высказываний побудительного характера и признаков вербальной агрессии, Риту Зотову все равно осудили. Ее приговорили к двум годам лишения свободы по части 1 статьи 342 УК.

1 марта 2022 года в Минске задержали Жанну Трофимец, которая вышла на Октябрьскую площадь с плакатом «Остановите войну» и шариками в цвет украинского флага. Ее вместе с маленькой внучкой отвезли в милицию. Суд состоялся на следующий день. Жанну Трофимец  оштрафовали на 3040 рублей.

3 марта 2022 года была задержана журналистка Диана Середюк, которая вместе с мужем выходила из церкви. В это время там беларусские матери устраивали совместную молитву о прекращении нападения России на Украину. Диану обвинили в неповиновении милиционерам. Диана якобы отказалась выходить из милицейского автомобиля, когда ее привезли в РУВД. В итоге журналистку и ее мужа приговорили к 15 суткам ареста.

4 марта 2022 года учительница истории из школы №27 Бобруйска Лариса Секержицкая пришла на занятия с желто-синей лентой в прическе. Это заметила учительница математики и пожаловалась директору. А Директор вызвала в школу ОМОН. Силовики вошли в класс Ларисы Секержицкой прямо на уроке. На суде заявили, что своей лентой учительница« приняла активное участие в проведении массового мероприятия в виде пикетирования и привлечения внимания граждан». Свою вину Лариса не признала.

10 марта 2022 года в Новополоцке осудили Ольгу Бритикову,  председательницу Независимого профсоюза «Нафтана». Женщину задержали во время референдума в Новополоцке 27 февраля на участке для голосования. Ее обвинили в том, что она сфотографировала бюллетень, и присудили 15 суток ареста. Спустя несколько дней она получила новый срок в 15 суток за антивоенную надпись на куртке. Третий раз Ольгу Бритикову судили за то, что на окнах ее квартиры были листы бумаги с надписью «Нет — войне». 

14 марта 2022 года в Мозыре судили Любовь Арбузову, которую обвинили в совершении преступления по статье 391 УК (оскорбление судьи или народного заседателя). Из источников стало известно, что Любовь обвинили за то, что в одной из соцсетей она оставила оскорбительный комментарий в адрес судьи «в связи с осуществлением им правосудия». Женщину приговорили к 1,5 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

15 марта 2022 года в Минске судили 51-летнюю Ирину Радькову. Она была задержана в ноябре 2021 года по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Суд назначил ей наказание — три года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

17 марта 2022 года в Минске рассматривали дело политзаключенной Марины Невдах. Ее обвинили по части 1 статьи 342 УК за организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них. В 2020 году Марину несколько раз задерживали за участие в несанкционированном массовом мероприятии. В декабре 2021 года Марину Невдах арестовали. У нее проверили телефон, провели обыск, задержали на глазах у детей и увезли в ИВС, где создали для нее невыносимые условия пребывания. Марину Невдах приговорили к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа и заставили выплатить штраф.

22 марта 2022 года в Минске задержали 34-летнюю Юлию Макась. К женщине пришли с обыском за ее сообщения на тему Украины в соцсетях. Как заявляют провластные ТГ-каналы, она «однобоко распространяла свои профашистские идеи в поддержку украинских радикальных националистов». Против Юлии возбудили уголовное дело по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Известно, что Юлия принимала участие в акциях протеста в 2020 году.

23 марта 2022 года в Жлобине прошел суд над 54-летней Светланой Островинской. Ее обвинили в том, что в ноябре прошлого года в соцсети «Одноклассники» под постом о Лукашенко, автором которого женщина даже не являлась, она оставила реакцию в виде грустного смайла. Ранее женщину дважды привлекали к административной ответственности за «распространение, изготовление, хранение, перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности, или пропагандирующей такую деятельность». Ее приговорили к одному году колонии за оскорбление Лукашенко. Мобильный телефон, с которого женщина оставила смайл в «Одноклассниках», конфисковали в пользу государства как средство совершения преступления».

23 марта 2022 года в Минске во время визита в Следственный комитет задержали Татьяну Водолажскую, социолога и члена Координационного совета. За неделю до этого Татьяна обратилась в Следственный комитет с ходатайством о разрешении выехать на лечение в Литву. Когда она пошла забирать ответ на ходатайство, ей вручили постановление о заключении под стражу. С августа 2021 года Татьяна находится в статусе подозреваемой в преступлении по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок).

25 марта 2022 года сотрудники милиции задержали медсестру Детского хирургического центра Марию Корженевскую. Днем ранее был задержан ее сын, которому 21 год. Дома у них прошел обыск, при котором силовики выбили двери. Марию пригласили в милицию забрать велосипед сына. Но домой в тот день она так и не вернулась. А в субботу состоялся суд уже над ней. Ее приговорили к 21 дню ареста.

25 марта 2022 года, в День Воли, в Бресте силовики через окно вломились в дом Зинаиды Михнюк, активистки Независимого профсоюза работников РЭП. Милиционеры провели обыск и задержали хозяйку дома, однако по какой причине — неизвестно. По делу Зинаиды Михнюк на допрос в Брест в тот же день привозили из Малориты юриста-правозащитника Владимира Малея. Его допросили как свидетеля по делу.

29 марта 2022 года суд Пружанского района рассмотрел дело многодетной матери Виктории Оноховой-Журавлевой. Виктория воспитывает 13 детей, из которых девять — приемные. Женщина всегда сражалась с местной властью за то, чтобы жизнь в городе стала лучше: писала жалобы, задавала вопросы председателю райисполкома, говорила с местными властями о том, что можно изменить в Пружанах. В феврале 2021 года на нее написали донос и назвали враждебно настроенной по отношению к государственному строю. В августе 2021 года к женщине в дом пришли с обыском и завели на нее уголовное дело за клевету на Лукашенко. Якобы Виктория после смерти Геннадия Шутова написала в местном чате «Лукашенко убил еще одного беларуса». По этому же делу и состоялся суд в марте. Викторию приговорили к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

29 марта 2022 года в Березе прошел суд над Валентиной Медведь, которая уже отбывала «домашнюю химию» за то, то в ноябре 2020 года в Telegram-канале «Береза-97» назвала сотрудника местной милиции «гнилым и скользким типом». Суд обязал Валентину выплатить моральную компенсацию силовику. После этого Валентине с трудом удалось устроиться на работу уборщицей в частную фирму, а затем она могла подрабатывать парикмахером. Однако это быстро раскрылось, когда оскорбленный милиционер решил сделать запрос и узнать, где работает осужденная и почему так мало платит. Так он узнал, что она работает не только уборщицей, но и парикмахером, а значит, нарушает условия отбывания наказания. В итоге за служебный подлог (часть 1 статьи 427 УК) осудили не только Валентину, но и ее работодателя. Валентине Медведь с учетом совокупности приговоров в конечном итоге назначили 3 года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Как мы видим, беларуски продолжают сражаться и протестовать, получать за это сроки и штрафы. В этот раз мотив у них — еще и поддержать Украину. Диктатор всеми силами хотел задушить протест, но у него не получилось. Беларуски показывают, что не хотят, чтобы их ассоциировали с нелегитимным режимом. А массовой поддержки у Лукашенко так и не появилось.