Репрессивная машина режима Лукашенко работает, но смелые беларуски продолжают высказывать недовольство как нелегитимной властью, так и поддержкой войны в Украине. В апреле и мае среди беларуских политзаключенных и репрессированных появились новые женские имена и фамилии. Сегодня мы познакомим вас с историями смелых беларуских женщин.
Репрессии женщин в апреле 2022 года
1 апреля в Молодечно за участие в протестах 9 августа 2020 года начали судить местных жителей, среди которых была 22-летняя Ольга Черняк. Ее обвинили в том, что она вышла в город с бело-красно-белым флагом, прошла по улице Притыцкого в сторону Центральной площади в райцентре. Призывая на площади прохожих присоединиться, она и ее знакомый «несли с собой незарегистрированную символику, выкрикивали лозунги». Ольга Черняк с 30 ноября 2021 года находится в тюрьме №8 в Жодино. Ее приговорили к 1 году колонии.
4 апреля была задержана юрист ОАО «Нафтан» Вероника Бахмутова. Коллеги рассказали, что ее задержали на прямо рабочем месте, надели наручники и увезли на допрос. Коллеги считают, что причиной задержания могло послужить фото профиля в Facebook, на котором присутствует логотип TUT.ВУ.
4 апреля в Полоцке вынесли приговор 60-летней Любови Твердовой. Ей предъявили обвинение в том, что она «неоднократно в интернете размещала записи, которые содержат негативную оценку А. Лукашенко». Например, в августе 2021 года Любовь на своей странице в соцсетях назвала Лукашенко фашистом, а в Telegram-чатах неоднократно писала «Жыве Беларусь!» Любовь приговорили к 4 годам ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа и штрафу в размере 3200 рублей.
4 апреля к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа приговорили 60-летнюю воспитательницу детского сада Ларису Николаеву. Ее обвинили в том, что она распечатала 16 листовок с агитацией за «два крестика» на бюллетенях на референдуме. Донос на Ларису написали ее коллеги. Женщина провела за решеткой больше месяца. Дома у женщины нашли два магнита с гербом «Пагоня», а в телефоне обнаружили чат-бот оппозиционной платформы «Голос».
5 апреля блогер-феминистка Дарья Тихонова была осуждена на 2,5 года лишения свободы. У девушки был блог на 10 тысяч подписчиков в Instagram. Здесь она вела просветительскую работу, рассказывала о сексизме и феминизме. Дарья работала менеджером по развитию персонала. Ее отправили в колонию по статье 342 УК за участие в послевыборных акциях протеста.
6 апреля в Гомеле была задержана многодетная мать Юлия Ганисевская. Провластные каналы опубликовали «покаянное видео» с женщиной. На вопрос «За что были сюда доставлены?» она ответила «За шкирку». Юлию освободили, оштрафовав на 15 базовых величин за подписку на запрещенные в Беларуси Telegram-каналы.
6 апреля в Гродно была задержана 45-летняя мать троих несовершеннолетних детей Инна Широкая. Сына Инны избили на протестах в 2020 году. А сама Инна в августе 2020 года оформила витрину кофейни, где работала, в бело-красной цветовой гамме. После этого ее уволили. Инну обвинили по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
7 апреля в гомельской женской колонии судили политзаключенную Полину Шарендо-Панасюк. Ее осудили по части 2 статьи 411 Уголовного кодекса (злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения) и добавили еще год лишения свободы. Полина уже отбывает наказание по статьям 364 (насилие в отношении сотрудников милиции), 368 (оскорбление Лукашенко) и 369 (оскорбление представителя власти).
12 апреля к 3 годам ограничения свободы приговорили 57-летнюю политзаключенную Гаяне Ахтиян. Ее сын — активист анархического движения Роман Халилов. Гаяне Ахтиян задержали 26 ноября 2021 года. В провластных каналах появилось видео обыска, где женщина стоит на коленях перед сотрудниками ГУБОПиКа и признает свою вину. В заголовке видео было сказано: «Родители в ответе за своих детей…» Гаяне Ахтиян судили по статье 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
12 апреля была задержана студентка факультета биологии БГУ Анастасия Новосадская. В «покаянном» видео 21-летняя девушка рассказала, что 1 сентября 2020 года принимала участие в студенческой акции протеста и перекрывала движение транспорта. Анастасию обвиняют по статье 342 УК.
13 апреля в Минске прямо на рабочем месте задержали Светлану Коваленко. В 2020 году женщину преследовали за участие в акции против интеграции Беларуси с Российской Федерацией, а также за то, что присоединилась к сбору подписей за альтернативных выдвиженцев в кандидаты в президенты.
13 апреля в Витебске судили жительницу Кричева Марину Колоскову. Ее обвинили в оскорблении бывшего начальника Ганцевичского РОВД Виталия Кулешова (статья 369 УК). Женщина написала: «Тварь, она и в Африке тварь». В суде Марина рассказала, что комментарий оставила на эмоциях, содержание его не помнит, а также что хотела его удалить, но не смогла этого сделать. Марину Колоскову приговорили к 1,5 годам ограничения свободы.
15 апреля стало известно о задержании Алеси Буневич, которая уже долгое время жила в Вильнюсе. Ее задерживали в феврале 2021 года вместе с еще 20 людьми, которые катались на лыжах и имели бело-красно-белую символику. Она приехала в Беларусь по семейным обстоятельствам и оказалась за решеткой. Ее обвинили в помощи «рельсовым партизанам» и терроризме (часть 2 статьи 289 УК). В Вильнюсе у Алеси Буневич был печатный салон. Теперь ей грозит от 8 до 20 лет лишения свободы.
18 апреля в Минске задержали Светлану Бычковскую, бывшую сотрудницу службы «Одно окно». Ее заставили записать «покаянное видео». Ее обвинили в том, что она передала личные данные силовиков оппозиционным Telegram-каналам. Светлане Бычковской предъявлено обвинение по статье 130 УК (разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или вражды). Ей грозит до 12 лет колонии.
20 апреля была задержана владелица агентства недвижимости КУБ Алла Романенко. Ее задержали вместе с мужем — к ним в квартиру ворвался ГУБОПиК. В соцсетях женщина оставила несколько постов, которыми выразила свою позицию против войны в Украине. Дома у семьи провели осмотр, конфисковали жесткий диск.
20 апреля была задержана главный редактор издания «Новы Час» Оксана Колб. Силовики ворвались в ее дом со щитами и кувалдами и забрали ее на допрос в СК. Но оттуда Оксана не вышла. Ей предъявили обвинение по части 1 статьи 342 УК (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
22 апреля был вынесен приговор предпринимательнице из Рогачева Людмиле Кириленко. Женщина попала на видеозапись протестной акции 9 августа 2020 года. За это ее задержали 19 января этого года и предъявили обвинение по статье 342 УК (групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок). Ее приговорили к 1,5 годам колонии.
25 апреля в Витебске начали рассматривать уголовное дело об экстремистских перфомансах. Обвиняемыми стали три женщины (Ирина Перцова, Юлия Лобунова, Екатерина Макаревич) и один мужчина. Их обвинили в том, что они сняли видеоролик, где разбили битой кинескоп телевизора с наклеенной фотографией беларуского журналиста, а также организовали акцию на кладбище.
30 апреля на митинге «Беларусь за Россию» была задержана Екатерина Шитикова, которая подошла к участникам митинга, чтобы высказать антивоенную позицию. Сообщается, что когда она с друзьями проходила мимо митинга, то начала спорить с одной участницей. Потом к ней пришли сотрудники милиции. Екатерину вызвали в милицию на беседу, после которой ее не выпустили.
Репрессии женщин в мае 2022 года
5 мая в Минске судили дизайнера Vizor Games Галину Семечко и ее мужа Антона Александровича. Галину обвинили в перекрытии дорог во время протестов в 2020 году, а также заставили записать «покаянное» видео, где она рассказала, что участвовала в протестных акциях и была подписана на экстремистские Telegram-каналы. Галину и ее мужа приговорили к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
6 мая в Минске судили Ольгу Горбунову, активистку и правозащитницу, занимавшуюся проблемами домашнего насилия. Ее задержали 9 ноября 2021 года и до суда поместили в СИЗО №1 Минска. Ольгу обвинили в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок (статья 342 УК) и приговорили к трем годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
В этот же день в Гродно судили Софию Сапегу, которую обвинили в администрировании Telegram-каналов с данными о беларуских силовиках. Согласно материалам дела, София разместила данные не менее 238 человек, в числе которых силовики, прокурорские работники, судьи и госслужащие. В результате им начали поступать угрозы. Самолет с ней и Романом Протасевичем на борту принудительно посадили в Минске 23 мая 2021 года. Софию Сапегу приговорили к 6 годам лишения свободы и обязали выплатить компенсацию потерпевшим на общую сумму 167 500 рублей.
6 мая приговор услышали политзаключенные Анастасия Кухарева и Вера Цвикевич, задержанные за участие в протестных маршах в 2020 году. При задержании Анастасия была избита. Веру задержали сразу после подачи документов на вид на жительство в Беларуси. Анастасию приговорили к 3 годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, а Веру — к 1 году лишения свободы.
10 мая был вынесен приговор 23-летней Анастасии Потехиной, которую обвинили в участии в акции протеста в 2020 году. Согласно материалам дела, она «грубо нарушала общественный порядок, выходила на проезжую часть улиц, чем препятствовала работе общественного транспорта, на законные требования сотрудников милиции не реагировала». Анастасию приговорили к 2,5 годам ограничения свободы.
16 мая в Минске была задержана 23-летняя дизайнер Алина Колтуновская. Ее также задержали за участие в акции протеста в 2020 году. Донос на Алину написал «неравнодушный гражданин», который из-за нее не смог проехать в городе.
Также 16 мая была задержана 23-летняя сотрудница одной из IT-компаний Дарья Левко. В «покаянном» видео, которое было опубликовано в провластных каналах, девушка рассказала, что участвовала в акциях протеста после выборов и перекрывала дороги. Пропагандисты упрекнули Дарью в том, что она получает зарплату 3300 долларов и при этом выражает недовольство режимом Лукашенко. Дарью обвинили по статье 342 УК (организация либо активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок).
18 мая к двум годам колонии приговорили активистку независимого профсоюза Зинаиду Михнюк. Женщина была задержана 25 марта этого года, у нее дома и на рабочем месте прошли обыски. Зинаиду осудили за оскорбление Лукашенко (статья 368 УК).
18 мая в Минске озвучили приговор 28-летней Алине Забаштанской, страдающей эпилепсией. Алину осудили за видео в TikTok, где нашли разжигание иной социальной вражды (статья 130 УК) и оскорбление Лукашенко (статья 368 УК). Алину приговорили к двум годам колонии.
19 мая в Полоцке начался суд над жительницей поселка Ветрино Светланой Фирсовой. Женщину обвиняют по части 1 статьи 368 УК за комментарий в интернете к ролику с выступлением Александра Лукашенко, написанный еще в 2021 году. Светлана находилась за решеткой с 16 марта. Ее приговорили к двум годам лишения свободы.
Режим продолжает преследовать как мужчин, так и женщин, причем все чаще репрессии против женщин становятся более жестокими. Их находят даже спустя полтора года после протестов, ведь у преступлений против Лукашенко нет срока давности. Их так же избивают, им угрожают, их заставляют записывать «покаянные» видео и признаваться в любви Лукашенко. Женщины находятся в заключении в жутких условиях. И все равно смелые беларуски не останавливаются, и среди них появляются новые героини.