Немало беларуских женщин, уехавших от репрессий в Украину, остались на пылающей земле, когда началась война. Это был их выбор — защищать страну, ставшую им вторым домом. Каждая из беларусок делает все, что в ее силах: кто-то сортирует гуманитарную помощь, кто-то плетет маскировочные сетки, кто-то распространяет информацию в социальных сетях. Сегодняшний материал мы посвятим храбрым женщинам, которые решили не покидать Украину и начали сражаться с Россией.
Беларуска Инна Зайцева прославилась как «бчб-невеста» — в 2020 году женщина гуляла по Минску в белом свадебном платье с красной полосой, таким образом выражая протест против итогов выборов. За плечами у беларуски 5 судов, 9 протоколов и 5675 рублей штрафов. Половину этой суммы погасил МЦГИ «Наш Дом». С декабря 2020 года Инна вместе с мужем и двумя детьми живет в Украине. Ее село находится недалеко от Киева, и Инна решила не уезжать отсюда. С началом войны здесь ничего не изменилось — продукты в магазин привозят регулярно, есть свет, вода и печь в доме. Жители села много работают для победы Украины: мужчины организовали территориальную оборону и постоянное дежурство, женщины готовят для них в местной школе и занимаются распределением гуманитарной помощи. В своем блоге Инна пишет: «Мы, жители села по другую сторону Днепра, тоже не захвачены — ни страхом, ни паникой, ни депрессией. Мы точно знаем, кто победит, мы верим в украинскую армию, территориальную оборону, людей. Мы и есть эти люди — решительные, стойкие, объединенные. Мои вещи не собраны. Я даже тревожный рюкзак так и не удосужилась собрать. Я купила семена помидоров, краску для стен и встречаю весну в моем (теперь уже смело) доме».
Мария, сестра беларуской политзаключенной Ольги Филатченковой, преподавательницы, которую судили по «делу студентов», осталась в Днепре. Она рассказала, что побоялась очередей на границе, ведь людям приходилось ехать туда по трое суток. «В поезд не попасть, по 160 человек в вагоне. Машиной — пробки на 3 часа на выезд из города. Кроме того, автомобилем выезжать страшно, на заправках бензина нет, не хочется просто стать где-то в поле», — поделилась женщина. В Днепре она осталась вместе с детьми, и, по ее словам, здесь в целом спокойно. Мария занялась гуманитарной помощью, затем вместе с детьми стала плести маскировочные сетки.
Беларуская журналистка Алина Янчур уехала за границу еще в 2020 году после увольнения из государственного издания. За границей не раз выступала против Лукашенко, выходила на митинги беларуской диаспоры, писала расследовательские материалы о беларуских беженцах от режима Лукашенко. Ее расследование на эту тему попало в лонг-лист One World Media Award в категории Refugee Reporting Award. В Киеве Алина оказалась задолго до начала войны. Через нескольких дней после начала военных действий она уехала на поезде на запад страны — здесь у нее живут родственники. Алина дает интервью международным СМИ, рассказывает о ситуации в Беларуси и в Украине, а еще пишет материалы для иностранных изданий и плетет маскировочные сетки. О своей жизни в условиях войны и жизни своей семьи Алина рассказывает в своем Telegram-канале.
Биатлонистка Дарья Блашко уехала из Беларуси еще в 2017 году после разногласий с Беларуской федерацией биатлона. Функционеры не видели перспективы в спортсменке из Новополоцка, и она решила выступать за сборную Украины. В 2020 году Дарья попала в основной состав сборной. Война застала спортсменку в Чернигове. «Сначала мы жили в подвале на лыжной базе в Чернигове. Вокруг стреляли, но там было довольно безопасно до определенного времени. Вскоре нам пришлось собрать вещи и уехать в другое место. Нас приютили люди. которые жили с нами вместе в том подвале. У них было небезопасно, но прямых угроз еще не было. В большом количестве домов окна вынесло ударной волной. В том числе и там, где нас приютили. И мы все вместе перебрались в другой дом, где был хороший погреб. Девять человек, включая одного ребенка ночевали в погребе размером примерно 2 на 3. Были зажигательные бомбы почти в упор, потому что время от выстрела до попадания было минимальным для любой реакции. Мы помогали заклеивать окна в другом доме. И это в какой-то степени нас спасло, потому что именно в этот дом снаряд не прилетел», — поделилась Дарья.
Активистку из Витебска Татьяну Куксу забрали «правоохранительные» органы прямо с работы 17 февраля 2021 года за комментарий против милиционера. Ее пытались заставить записать покаянное видео, но Татьяна отказалась. После встречи с адвокатом, который ей пояснил сложность ситуации и варианты обвинений, которые могут быть предъявлены Татьяне, она решила покинуть Беларусь и уехала в Киев. В родной стране ее дело уже передано в суд и она находится в розыске. Первые дни после начала войны Татьяна еще думала уехать из столицы Украины или нет. Но вместе с ней в хостеле оказалось очень много беларусов, которым понадобилась моральная поддержка, и Татьяна решила остаться. Не смотря на возраст, а Татьяне 62 года, она оказалась сильнее многих! Сейчас она волонтер на продуктовом складе в Киеве, ждет и верит в Победу, очень скучает по внукам, надеется вернуться домой и увидеть свою любимую семью
Карина Потемкина из Солигорска уехала в Украину в декабре 2021 года, вскоре после задержания активиста Павла Батуева. После этого в местном чате написали, что Карину тоже ищут, и она решила не оставаться в стране. Войну она встретила в Буче и пришла в колл-центр Бучанской рады, куда набирали волонтеров. Карина столкнулась с множеством страшных историй от людей, которые сидят в подвалах и не могут выбраться. Девушка покупала продукты, лекарства, относила нуждающимся, а 6 марта ей и ее знакомому удалось найти дорогу в Ирпень. Оттуда Карина выехала в Киев, а затем — во Львов, в Беларуский кризисный центр, где очень нужна помощь волонтеров. Отметим, что у Карины есть действующая польская гуманитарная виза, но мыслей уехать нет. Как только станет возможно, она собирается вернуться в Бучу.
Беларуска Вероника уехала в Украину в январе 2021 года после того как ее мужу позвонил следователь и сказал об уголовном деле, заведенном на него. Муж Вероники решил уехать, а через месяц к нему присоединились жена и дочь. Окончательно Вероника с семьей обосновались в Украине к осени 2021 года. Когда началась война, муж беларуски пошел в армию и сейчас состоит в Вооруженных силах Украины. Женщина с 10-летней дочерью остались во Львове. Она продолжает работать в сфере IT, а в свободное время сортирует гуманитарную помощь. В своей квартире Вероника приняла две украинские семьи. Она решила, что никуда не поедет, хотя есть виза и рабочий контракт в Литве. Вероника отмечает, что украинцы сделали для беларусов очень многое. «У меня стойкое ощущение, что сейчас не только Украина борется за свою свободу, здесь рождается и свобода нашей страны. Именно поэтому мы здесь, чтобы вернуться в Беларусь. В противном случае мы не видим шансов для нашей страны», — считает она.
Юлии Чернышевой 24 года, она поэтесса и студентка магистратуры филологического факультета в Санкт-Петербурге. Ее муж Даниил украинец, поэтому незадолго до войны Юлия приехала к нему. Когда началась война, супруги пошли волонтерами на львовский железнодорожный вокзал. Даниил координирует очереди на поезд, ходит за продуктами на склады и помогает людям с вещами, Юлия стоит на раздаче еды около детской комнаты, готовит горячие напитки и еду. Пара проводит на сменах по 10-12 часов, но продолжает делать все, что возможно, чтобы мир в Украине наступил как можно скорее.
Арина переехала в Украину в июле 2021 года после угроз сотрудников КГБ. Увидев Ивано-Франковск, девушка решила, что это город, в котором она хотела бы пожить. За две недели до войны Арина переехала в Ивано-Франковск. Несмотря на близость города к границе с Европейским Союзом, Арина решила не уезжать. Первым делом она позвонила в центр сдачи крови и спросила, можно ли сдавать кровь, если она беларуска. Но на донорстве крови девушка останавливаться не хочет: «Мечтаю поехать в Киев, чтобы быть рядом с отрядами самообороны, но проблема в том, что я никогда не ходила на военные курсы и боюсь, что буду только мешать. Мое дело – жертвовать деньги, распространять информацию, сдавать кровь, писать о том, что можно сдавать. И если здесь будет что-то формироваться и меня возьмут туда, несмотря на то, что я беларуска, то я обязательно пойду».
Активистка партии «Народная грамада», беларускоязычная блогер Хелен Минская уехала в Украину еще до выборов 2020 года, опасаясь за несовершеннолетних детей. С тех пор она борется с режимом Лукашенко из Киева, а с 24 февраля стала волонтером. Она давала информацию об обстрелах в Telegram-каналы, а также начала сбор гуманитарной помощи для людей в Украине.
О Веронике Янович мы писали как об экоактивистке, которая стояла с плакатом возле проходной завода в Жодино. На плакате было написано: «Папа, если ты будешь работать — меня посадят». За это девушку осудили по статье 23.34 КоАП. Также Вероника Янович участвовала в Глобальной климатической забастовке и в перформансе молодежных активистов, которые станцевали с гробом накануне парада победы в 2020 году. После этого Веронику задержали и допрашивали более 12 часов. В сентябре 2021 года Вероника уехала в Киев, опасаясь репрессий. Теперь Вероника Янович стала волонтером Батальона имени Кастуся Калиновского. Ее задача — следить, чтобы все были обуты и одеты, и решать организационные вопросы в тылу. Кроме этого, на войне в жизни Вероники произошло еще одно важное событие — она вышла замуж за бойца Батальона Алексея Лазарева.
Наши смелые женщины проявили себя еще в 2020 году, на женских протестах, в первых рядах сцепок, в волонтерстве у ЦИП на Окрестина. Сейчас они готовы сражаться на фронте не хуже мужчин-беларусов и защищать Украину с оружием в руках. Они понимают, что от свободы Украины зависит и свобода Беларуси. И мы выражаем солидарность с нашими героинями и поддерживаем их.