Жертвам домашнего насилия в Беларуси некуда идти. Кризисных комнат от территориальных центров социальной защиты крайне мало – даже в крупных городах в них едва ли наберется с десяток мест. А родственники есть далеко не у всех женщин, пострадавших от деспотов. К тому же, до них еще нужно доехать – в другой город или даже страну. Функцию поддержки жертв тиранов взяли на себя общественные организации и некоммерческие объединения. Но и их теперь в стране не осталось.
Еще в апреле 2021 года официальный Минск заявил, что санкции угрожают существованию гражданского общества в нашей стране. Министр иностранных дел Владимир Макей в эфире канала «Беларусь 1» уточнил, что ужесточение санкций приведет к тому, что гражданское общество перестанет существовать: «И это, я считаю, будет абсолютно обосновано в данной ситуации. Гражданское общество, о котором они пекутся. В моем понимании те лица, которые призывают сейчас к санкциям против своего же народа, совершают преступление против своего народа. Я считаю, что именно так это надо расценивать». А 13 июля 2021 года Лукашенко встретился с Путиным в Санкт-Петербурге и заявил о начале активной работы по ликвидации негосударственных организаций: «Эти мерзопакостные 1,5 тысяч НКО… Чем они занимались, понятно. Они финансировались извне. А мы все думали: ну ладно, это же демократия, давайте будем говорить, сотрудничать. Вот и получили соответствующие результаты».
Уже 14 июля 2021 года силовики, среди прочих, пришли в офис международного общественного объединения «Гендерные перспективы» и изъяли часть документов. 15 июля 2021 года приостановила работу общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия, работавшая с 2012 года на базе общественного объединения. «Гендерные перспективы» хотели достичь фактического равенства женщин и мужчин и искоренить дискриминацию по признаку пола. Объединение реализовывало социальные программы по предупреждению гендерного и семейно-бытового насилия, дискриминации на рабочем месте, сексуальных домогательств. С 2010 года «Гендерные перспективы» оказывали помощь пострадавшим женщинам и мужчинам, обучали специалистов государственных, общественных и международных организаций, адвокатировали принятие в Беларуси специализированного Закона о противодействии домашнему насилию. «Гендерные перспективы» сотрудничали с Международной ассоциацией «Ла Страда», Национальной гендерной платформой, Европейской сетью «Женщины против насилия в Европе» и другими организациями. К сожалению, после разгрома гражданского общества в июле 2021 года «Гендерные перспективы» оказались не нужны стране.
«Вот закрыли (наконец-то!) «Гендерные перспективы». Потому что нам, белорусам и белорускам, как раз перспективы другого гендера не нужны от слова совсем. Не будет здесь таких перспектив. А будут мама и папа, муж и жена, дедушка и бабушка, как положено. Но их рекламу на Пушкинской сняли лишь недавно. А на сайтах некоторых школ и до сих пор ссылки на них висят. Ждем команды? Или надеемся на перспективы в собственном гендере?» – написал в октябре 2021 года государственный пропагандист Андрей Муковозчик. Он не уточнил, что именно «Гендерные перспективы» создали горячую линию для пострадавших от домашнего насилия – то, что государство за 27 лет правления Лукашенко сделать не удосужилось. Линия работала ежедневно с 8.00 до 20.00. И 15 тысяч звонков за восемь лет легли на плечи сотрудников организации, которую теперь ликвидировали. 28 сентября 2021 года такое решение было принято Верховным Судом Беларуси.
Чаще всего абоненты горячей линии сообщали о психологическом насилии – 93%, 65% – о физическом, 40% – об экономическом и 4% – о сексуальном. В 36% случаях насилию подвергались несовершеннолетние дети. Почти треть домашних тиранов ранее привлекались к административной ответственности за это – к слову об эффективности государственных мер против семейного насилия. 33% абонентов горячей линии получили правовую помощь, 58% — психологическую. Социально-информационная помощь была оказана 91% абонентов. В ноябре 2019 года «Гендерные перспективы» завели чат-бот помощи на сайте и в Telegram. Теперь пострадавшей женщине не надо было никуда звонить – достаточно всего лишь написать в мессенджере. Такой функцией воспользовались более 6 тысяч человек. Деятельность «Гендерных перспектив» спасла более 21 тысячи женщин – а сколько беларусок за это время спасло государство?
Следом за «Гендерными перспективами» добрались и до другой организации, которая помогала пострадавшим от домашнего насилия. Общественное объединение «Радислава» было создано в 2002 году в городе Минске. Среди его целей – осуждение любых форм насилия над женщинами, участие в защите женщин и их детей, пострадавших от насилия, а также организация деятельности, направленной на его предупреждение. При «Радиславе» работало единственное в Минске Убежище для женщин и их детей, пострадавших от насилия – коттедж с охраной и сигнализацией, куда не пускали посторонних. С 2018 года здесь проживали более 500 женщин. В шелтере жертвы домашних тиранов могли спрятаться, пожить в комфортных условиях какое-то время, а также получить помощь квалифицированных специалистов: психологов (в том числе детских), юристов, соцработников. Здесь же беларускам помогали найти работу, жилье, устроить детей в детский сад или школу. «Радислава» сумела создать объединение, в котором все женщины были друг другу как сестры. Хотя так оно и было: постоялицы Убежища – это сестры по несчастью, все, кому мужья, отцы, сыновья много лет доказывали, что они никому не нужны и ничего не стоят.
Анна прожила с мужем десять лет. Он – красавец, с дипломом о высшем образовании. Никто даже не знал, что в стенах квартиры он душил собственную жену так, что не оставалось ни одного синяка. И пугал, что выбросит с пятого этажа. А еще включал газовую конфорку и держал ее лицо над струящимся газом. Анна пыталась уйти, но муж приходил к ней на работу, рассказывал про нее гадости. Попытки поговорить с ним о том, что он превратился в тирана, заканчивались одинаково – газлайтингом. А еще он любил выпить – и тогда Анна с ребенком бежали из квартиры куда глаза глядят. Бил и ребенка – десятилетнему мальчику доставалось за то, что он неправильно повесил брюки.
Оксана – украинка, но в Беларуси оказалась после военных событий на родине. Здесь вышла замуж, родила сына и дочку. А потом родители мужа умерли – и семейная идиллия закончилась. Он стал пить, употреблять наркотики, избивал жену. Она обратилась в милицию – деспота отправили в лечебно-трудовой профилакторий, но в «подарок» половинке он оставил разгромленную квартиру. Вернувшись из профилактория, муж стал угрожать Оксане убийством, и ей снова пришлось бежать в шелтер.
Кире было 32 года, когда бывший муж начал забрасывать ее сообщениями с угрозами о том, что найдет ее везде, куда бы она ни направилась. В милицию Кира обращалась, но участковый лишь провел с экс-супругом профилактическую беседу и посоветовал не выносить сор из избы. А потом ей в открытую заявили, что пока муж с ней ничего не сделал и пока у нее нет никаких доказательств, его к ответственности привлечь не могут. А Елене, которая несколько раз снимала побои и писала девять заявлений с просьбой привлечь деспота к ответственности, в РОВД говорили: «Вы сами виноваты, вы провоцируете, неправильно себя ведете».
Вполне возможно, что скоро таким женщинам, как Анна, Оксана, Кира и Елена, будет некуда идти. 3 сентября 2021 года Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля направил в адрес Минского горисполкома предложение о ликвидации общественного объединения «Радислава». А 10 ноября 2021 года была задержана бывшая руководительница организации, активистка в сфере женских прав Ольга Горбунова. Ее поместили на Окрестина в связи с подозрением в организации «женских маршей» в Минске. Также в МВД заявили, что Ольгу проверяют на причастность к другим преступлениям протестной направленности, в том числе с использованием служебного положения. Ольга и в самом деле не скрывала своей позиции, регулярно публиковала в Facebook информацию о происходящем в Беларуси и выходила на марши протеста.
Решение о ликвидации «Радиславы» пока не принято – общественное объединение продолжает работать, получать очень много звонков от пострадавших женщин. А в шелтер приезжают новые постоялицы. Организация вынуждена преодолевать атаки агрессоров, которые звонят в государственные органы и просят закрыть ее.
Значительная часть средств на Убежище приходила с некоммерческой благотворительной платформы «Имена». Например, с января по июль 2021 года удалось собрать более 63 тысяч рублей на работу шелтера. А всего за время сбора средств Убежище получило более 236 тысяч рублей. С помощью этих денег стало возможным оплатить услуги адвоката, психолога, няни, социального работника, аренду помещения и возместить другие расходы. «За год благодаря вашей поддержке 200 женщин и детей смогут начать новую жизнь — без насилия. За счет средств проекта 10 женщин, проживающих в Убежище, пройдут обучающие курсы и освоят новую профессию, а специалисты Убежища помогут им найти работу. Это даст женщинам финансовую возможность начать новую жизнь: самостоятельно оплачивать жилье, содержать детей. Не менее 100 женщин и детей получат психологическую помощь и сопровождение по решению социальных и бытовых вопросов; не менее 75 женщин получат необходимую юридическую помощь», – написали сотрудники платформы.
14 июля 2021 года Следственный комитет наложил арест на счета проекта «Имена», в тот же день в офис организации нагрянули с обыском. Обыск также прошел дома у основателя платформы, Екатерины Синюк. О ликвидации платформы «Имена» стало известно 22 июля 2021 года. В официальном уведомлении из Мингорисполкома говорилось, что организацию закрывают в связи с отсутствием прибыли в течение 24 месяцев. Кроме «Радиславы», «Имена» помогали еще примерно 40 проектам, в том числе Беларусскому детскому хоспису, «Красному Кресту» и поисково-спасательному отряду «Ангел».
Так сложилось, что долгие годы в Беларуси вместо государства всеми важными социальными проблемами занимались негосударственные организации. Они брали на себя обеспечение нянь детям-сиротам, медпомощь детям-инвалидам из регионов, опеку над бездомными животными. Государство же не сделало и сотой доли от этого. Все, чему научился паразитирующий режим Лукашенко – это вставлять палки в колеса, закрывать, ликвидировать, уничтожать и приписывать себе чужие заслуги.