Наши школьники ходят на уроки не только затем, чтобы получать знания и развиваться в разных направлениях. Очень часто их труд используют на уборке территории как школы, так и города, посадке деревьев, очистке лесов от мусора. Отказаться от этих трудовых повинностей нельзя – учителя угрожают ребенку или его родителям, манипулируют, давят на жалость и ставят плохие оценки. Государство прикрывает детское рабство идеологией и воспитанием труженика, не задумываясь, что это уже заканчивалось несчастным случаем. В Европейский день борьбы с торговлей людьми мы начинаем серию материалов о рабстве и торговле людьми в Беларуси, и первый материал посвящен бесплатному детскому труду.

Ученик школы с первым звонком попадает в кабалу, особенно если учится на селе. Школы в беларусских деревнях имеют свои приусадебные участки – здесь дети сами выращивают овощи, фрукты, цветы. Деревенские школы особенно озабочены финансированием, ведь зарплаты на селе ниже городских – всего 400-600 рублей, – а значит, родители школе помочь не смогут. Поэтому дети вынуждены трудиться наравне со взрослыми: работать в полях, обрабатывать саженцы, собирать яблоки. Например, в Клястицкой школе Россонского района ученики самостоятельно выращивают капусту, тем самым зарабатывая себе на пропитание. Звучит дико и не верится? Приводим цитату из материала о школе в государственной газете: «Все овощи на обеденных столах учеников со школьного приусадебного участка, яблоки — из своего сада». 

В Ляденской детский сад—средней школе Червенского района тяжелая работа – не новость даже для первоклассников. Государственное издание с восторгом пишет: «Здесь учат любить землю и не стесняться трудовых мозолей. Все 57 учеников, от мала до велика, выращивают на пришкольных 25 сотках капусту, томаты, картошку, удешевляя обеды в столовой». При этом никого не интересует, хочет ребенок заниматься земледелием или нет. А у детей, вполне возможно, могут быть другие интересы: музыка, рисование, вокал, хореография или сочинение стихов. Школа будто намекает им: их место – в деревне, где они и дальше будут трудиться за низкую оплату, миску супа. Ведь даже у учеников первого класса есть свой уголок, где они работают, так сказать, за еду.

Еще одно «нововведение» школы – вязание березовых веников, которым занимаются старшеклассники. Помимо пятидневной учебы в школе, дети вынуждены трудиться на производстве веников, которые у них потом покупают за 2,5 рубля. При этом в Минске, согласно данным одного из сайтов, новый веник стоит от 6 до 9,5 рублей. На заказе из 1000 штук (как указано в статье) с помощью дешевого детского труда владелец минской сауны сэкономил как минимум 3500 рублей (1235 евро). Дети же заработали всего по 30 рублей, говорится в тексте. Для сравнения: политзаключенные, которые отбывают наказания в учреждениях открытого типа, на самой низкооплачиваемой и грязной работе (вроде разгрузки навоза) зарабатывают 20-40 рублей.

Сироты из Бегомльской вспомогательной школы-интерната Докшицкого района вместо получения знаний в областях физики, геометрии и английского занимаются прополкой огородов на участке, швейным и столярным трудом. Даже летом дети срывались с отдыха в лагере и ехали в школу-интернат, чтобы ухаживать за растениями. Заметим: среди воспитанников учреждения – не только ребята с особенностями психофизического развития, но и социальные сироты, абсолютно здоровые дети, которые по каким-то причинам не живут с родителями. Но государство уже решило за них: им не нужен аттестат для поступления в колледж или вуз – хватит и навыков ухода за огурцами и помидорами, с которыми их возьмут на низкооплачиваемую работу в деревне. Что ждет таких детей дальше, предугадать нетрудно: бедность, безработица (ведь неприбыльные предприятия в деревнях часто закрываются), пьянство от безысходности, а значит, новый виток социального сиротства уже для их малышей. И новая дешевая рабочая сила для «социально-ореинтированного» диктаторского государства.

Городских школьников тоже затрагивает рабский труд: практика в школах, участие в уборках территории при школе, прополка клумб, мытье окон в кабинетах. А иногда и поездки на помощь сельскохозяйственным предприятиям. Мы уже вспоминали о том, как жительница Молодечно Виктория Попченя поехала на уборку картошки и погибла в результате несчастного случая. Девочке было всего 13 лет, и по закону, ребенок в таком возрасте вообще не имеет права вступать в трудовые отношения. Но, как говорит нелегитимный диктатор, «иногда не до законов».

Даже если подросток избежит участи убирать картошку, то его вполне законно могут привлечь к Республиканской неделе леса, акции «Чистый лес», уборке памятников – к тому, чем должны заниматься службы озеленения и благоустройства. Во время акции «Чистый лес» ребята выезжают в леса убирать мусор. Казалось бы, благородное дело – однако в нем полно риска. Ребенок может споткнуться, упасть в засыпанную листьями яму и травмироваться. А если не позаботится о головном уборе, резиновых сапогах и обработке от насекомых, то может быть укушен клещом, что уже чревато энцефалитом и болезнью Лайма. «Работники лесхоза сами не справятся, поэтому в акции ежегодно участвуют студенты колледжей и академии, школьники из города, деревень и агрогородков района», – говорит в государственной «Сельской газете» лесничий Александр Держатцев из Горок. В благодарность за работу детям выдали фирменные кепки с логотипом акции.

Аналогов слову «субботник» нет ни в одном языке мира. В этот субботний день государственные служащие, работники предприятий, школьники и студенты выходят на улицы с метлами, ведрами, лопатами и граблями, чтобы убирать города и леса. Действие это сугубо добровольное – однако так пишут только в государственных медиа. На деле же людей заставляют выходить на уборку, да еще и платить за это деньги. Не остановил диктатора даже коронавирус в 2020 году – несмотря на рекомендации ВОЗ отменить Республиканский субботник, мероприятие все же состоялось. Как обычно, с участием Лукашенко. Но появилось и новшество – теперь участники должны были заплатить государству якобы на приведение в порядок территорий детских лагерей. Например, на Светлогорской ТЭЦ за участие в субботнике просили заплатить от 15 до 20 рублей. Отработать нужно целый день – однако руководство предприятия разрешает служащим уходить через пару часов. Врачей из детской поликлиники в Минске заставили сдать по 40 рублей во благо субботника, медсестер – по 25 рублей, а санитарок – по 15 рублей. У детей же денег нет – поэтому им приходится присоединяться к труду бесплатно, да еще и под страхом плохих оценок, которыми им угрожают в случае неучастия.

В школах Барановичского района субботник – обычное дело. В 2019 году ученики нескольких деревенских школ поучаствовали в районном субботнике. Сгребли опавшую листву, почистили дорожки, привели в порядок братские могилы и памятные знаки, посвященные жертвам Великой Отечественной войны. Отметим: Лукашенко заботится о благоустройстве мест памяти и постоянно отдает соответствующие распоряжения местным исполнительным органам, облисполкомам и горисполкомам. В документе от 2018 года нет ни слова о том, что к этим мероприятиям нужно привлекать школьников. Однако использование их бесплатного труда объяснимо: районные власти не хотят тратить деньги из бюджета на специалистов и привлекают к уборке детей, которых можно заставить страхом получить двойку или не окончить школу.

В Ивье в этом году в субботнике участвовали даже дошкольники и ученики младших классов. Дети высаживали деревья в Саду дружбы, на открытие которого приехал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык. Высаживание сада связали с государственной идеологией – Великой Победой и введенным Лукашенко Днем народного единства. «На посадку аллеи Семьи вышли многодетные семьи, семьи работников яслей-сада начальной школы, дети и родители, которые активно участвуют в жизни детского учреждения, являются настоящими помощниками во всех добрых и творческих делах. А вот Аллею Умников и Умниц закладывала (конечно, не без помощи взрослых), творческая, спортивная, интеллектуальная элита начальных классов», – пишет местная газета. Оплатой за работу ребятам и взрослым стали горячий чай и солдатская каша от военной части.

Отметим, что в странах Европейского Союза субботники также проводятся – но они направлены на повышение экологической сознательности людей. Это может быть туристская игра, где нужно параллельно с уборкой территории искать сувениры и приятные подарки. Еще популярны челленджи в социальных сетях – экологическая инициатива #trashtag, например, нашла сторонников по всему миру. В Швеции местные жители практикуют уборку мусора во время бега – этот вид спорта называется плоггинг. А финны во время местного «субботника» не только убирают обочины и леса, но и строят детские площадки, помогают пожилым соседям. Кто не может работать физически – пригодится на кухне, чтобы покормить волонтеров. Отсутствие на talkoot грозит лишь испорченной репутацией среди соседей.

Беларусская школа имеет все возможности, чтобы приучать детей к труду в игровой форме, придумывать квесты и соревнования с призами вместо скучных акций и трудовых повинностей по принуждению. Однако низкая зарплата педагогов (775 рублей) вряд ли мотивирует их банально любить воспитанников. Да и дети в деревнях вынуждены работать не по собственному желанию, а чтобы облегчить жизнь родителям, которые трудятся за малую зарплату. Беларусь – страна рабов, где и ребенок, и взрослый лишены трудовых прав.