Несмотря на одинаковое советское наследие, наша страна-соседка во многом преуспела по сравнению с Беларусью. Одна из таких областей – гендерное равенство. В Украине вопросы противодействия дискриминации женщин, домашнему насилию поднимаются на государственном уровне – и это заслуга по большей части общественных организаций. О борьбе за права женщин в нашем голосовом чате рассказала Евгения Луценко, директор Центра социальных и гендерных исследований «Новая жизнь», член европейской правозащитной организации Антидискриминационный центр «Мемориал», член Гендерного экспертного совета при Межфракционном объединении «Равные возможности» Верховной Рады Украины, член Национального совета женщин Украины, заместитель главы Общественного совета при Министерстве иностранных дел Украины.

Борьба за равенство женщин и мужчин

Евгения Луценко

В Украине за 30 лет прошли очень большие изменения: буквально с первых лет независимости начался процесс создания женских общественных организаций, очень активно влиявших на все, что происходит в стране. В 1992 году Украина присоединилась к всемирной кампании «16 дней активных действий против гендерного насилия». Начинается она 25 ноября, а заканчивается 10 декабря. Это проходит очень ярко, с акциями, флешмобами, круглыми столами и конференциями. Спустя три года Украина приняла участие во Всемирной конференции ООН по положению женщин и в подписании Пекинской декларации и Платформы действий. С тех пор в обиход вошло слово «гендер», обозначающее равный социальный статус женщин и мужчин. Тогда же состоялись первые парламентские слушания об обеспечении равенства женщин и мужчин в Украине и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В 1996 году это было закреплено уже в новой Конституции – здесь появилась статья, которая уравнивала права всех, независимо от пола, религии и других факторов. А контролем за равенством наделили Министерство по делам семьи и молодежи. Сейчас этого ведомства нет – на его месте появилось Министерство социальной политики. Через пять лет Украина присоединилась к целям развития тысячелетия, выбрав среди них те, которые волновали больше всего. Так был подписан указ о повышении социального статуса женщин в Украине. Каждые четыре года Украина стала предоставлять отчеты в ООН – на уровне с государством в этом участвуют и общественные организации. Однажды Украина подала целых 11 отчетов – причем на основании альтернативных появляются критические замечания, которые идут в страну.

В 2006 году вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». Его появление – это большой шаг для страны. В 2009 году в украинском Харькове появился первый гендерный музей. Таких музеев мало даже во всем мире. А в 2011 году гендерным вопросом занялась Верховная Рада – появилось межфракционное объединение «Равные возможности». В 2017 году вопросы гендерного равенства стал курировать вице-премьер-министр по евроинтеграции и евроатлантической интеграции. Это был очень большой шаг – государство признало, что это важный вопрос, его надо решать на государственном уровне. В 2017 году Кабинет министров Украины ввел должность Правительственного уполномоченного по вопросам гендерной политики – это лоббировалось в течение очень многих лет. Общественные организации поддержали Екатерину Левченко – уже четыре года она занимается вопросами гендерного равенства.

С 2015 года в Украине действуют гендерные квоты на выборах – это очень помогло женщинам на уровне местных и областных советов увеличить присутствие в органах, которые принимают решения. Ведь в стране женщин больше, чем мужчин, поэтому женщины должны быть везде.

Ликвидация списка запрещенных профессий

В 2017 году в Украине началась кампания по ликвидации списка запрещенных профессий для женщин. Это был советский рудимент, принятый в 1934 году и оставшийся на постсоветском пространстве во всех странах, кроме Литвы, Латвии и Эстонии. Общественные организации Украины начали активную борьбу за отмену ограничений. Сейчас списка уже нет в Грузии, Армении, Молдове, потихоньку отменяет его Россия. Общественным организациям удалось найти поддержку в Верховной Раде – их поддержала министр здравоохранения. Она согласилась, что такой дискриминации быть не должно. В Украине было 458 запрещенных профессий и видов работ – больше, чем в других странах мира. Пришлось поднять прессу, провести множество массовых мероприятий – и этот список удалось отменить.

В 2019 году вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые Законы Украины относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин при прохождении службы в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях». В Украине был огромный список военных должностей, запрещенных для женщин – при этом во время военных действий на территориях «ДНР» и «ЛНР» многие девушки пошли на фронт, заняли руководящие должности, а при этом числились санитарками и поварами. Вопрос о дискриминации был поднят на уровне министерства обороны – и последовал мгновенный ответ. Через месяц после вмешательства общественных организаций отменили сто позиций, которые женщины не могли занимать. Сейчас в Украине любая девушка может поступать в любой военный университет, лицей, училище. У девушек есть возможность служить на флоте в любой должности. В 2021 году Верховная Рада приняла решение переименовать День защитников Украины в День защитников и защитниц Украины, так как четверть украинской армии – это женщины.

При этом в Украине осталась проблема с работой женщин под землей. В 2018 году общественные организации начали бороться, чтобы запрет на подземные работы для женщин был упразднен. В Украине женщины работают в шахтах добытчицами угля, рубщицами угля. И работают они по той простой причине, что на Донетчине и Луганщине в маленьких городках для них нет работы. Несмотря на это, они числятся уборщицами или медсестрами, а значит, не имеют возможности раньше выйти на пенсию, получать льготы и выплаты из-за тяжелых условий труда. Профсоюзы нас не поддержали, но нам удалось переубедить Министерство социальной политики. Правда, до ликвидации запрета у Верховной Рады дело пока не дошло.

Борьба с домашним насилием

В 1997 году в Украине открылись горячая линия по вопросам противодействия торговли людьми и горячая линия по предотвращению домашнего насилия и гендерной дискриминации. В 2001 году, когда Украина присоединилась к целям развития тысячелетия, был принят закон о предупреждении насилия в семье – и Украина в этом плане опередила многие западные страны.

В 2011 году Украина подписала Стамбульскую конвенцию (Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием). Более того, Украина входила в рабочую группу по ее разработке. С тех пор мы все время говорим о необходимости ее ратификации, но церковь выступает против ее подписания. При этом после наших петиций президент Владимир Зеленский поддержал инициативу, а ратификацию пообещали вынести на заседание Верховной Рады. Но депутаты, на которых давит церковь, не хотят голосовать за ее принятие. А ведь там есть несколько важных моментов. Например, за домашнее насилие преступника могут задержать по заявлению любых третьих лиц – соседей, коллег по работе и так далее. Сейчас полиция чаще всего не хочет принимать такие заявления – потому что женщины на следующий день могут его забрать под натиском партнера или мужа. Важность Стамбульской конвенции еще и в том, что можно будет наказать иностранца, который бьет и насилует украинку в другой стране.

В 2019 году были внесены изменения касаемо борьбы с домашним насилием в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины. Теперь у нас говорят: «Бьет – значит, сядет».

Женщины и война

Когда была разработана резолюция Совета Безопасности ООН «Женщины, мир, безопасность», Украина первая среди стран Европы разработала план действий. Мы очень гордились тем, что Украина – миролюбивая страна, не претендует ни на чьи территории. В 2014 году произошла незаконная аннексия Крыма, потом началась оккупация Донецкой и Луганской области. В один день в 9 городах Украины произошли попытки захвата власти – это была реализация идеи создания Новороссии. Но удалось это только в Донецке и Луганске – часть этих областей до сих пор оккупирована.

Связи с гендерными организациями оккупированных территорий у нас нет – потому что никаких организаций там нет. Люди живут по правилам Российской Федерации. Там все запрещается, и как только женщины начинают поднимать вопросы, их называют иноагентами и сажают в тюрьму. Точно то же самое происходит сейчас и в Беларуси. На оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей очень много кавказцев. Одна женщина, которая помогала украинским солдатам на блокпостах, попала к ним в плен. Это было во многих новостях: она стояла привязанная к столбу перед прохожими, в нее плевали и ее избивали, причем даже женщины не гнушались. А когда у нее спросили, как она себя чувствовала, получив удар от женщины, она сказала, что до этого побывала «на подвале» у кавказцев – и это куда хуже.

И сейчас в «ДНР» и «ЛНР» исчезают девушки, которые оказались не в то время и не в том месте. Там жуткое насилие, там установлены правила России. У женщин нет ни прав, ни правил – ничего. Все женские правозащитные организации, которые до 2014 года работали на территориях, сейчас находящихся под оккупацией, уже давно выехали на подконтрольные Украине территории: Краматорск, Мариуполь, Одессу, Харьков, Киев, Львов.

События в Беларуси и правда напоминают то, что происходит на оккупированных территориях. Хотя и раньше до прав женщин государству не было никакого дела – об этом мы говорили в рамках кампании «252+1». У нас до сих пор действует список запрещенных профессий, об отмене которого не раз говорил МЦГИ «Наш Дом». Конечно, сейчас мы не возлагаем надежд, что при власти нелегитимного узурпатора что-то поменяется. Однако верим: в Беларуси без Лукашенко беларусские женщины перестанут считаться людьми второго сорта.