23 августа 2021 года Международный Валютный Фонд (МВФ) принял решение о выделении Беларуси $923 млн. для помощи в преодолении последствий пандемии COVID – 19. Последний раз МВФ подобным образом помогал в 2009 году: тогда средства выделялись для преодоления последствий мирового финансового кризиса.

Другие страны бывшего СССР также получат от МВФ средства: Россия — около $18 млрд, Украина — около $2,8 млрд, Казахстан — около $1,6 млрд, Узбекистан — около $0,8 млрд. Нужно понимать, что эти средства были выделены не «живыми» деньгами, а с помощью так называемых «специальных прав заимствования» (SDR).

Справка «Нашего Дома»

Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR)искусственно созданное средство платежных расчетов МВФ, не имеющее физической формы. Валютный курс SDR ежедневно определяется на основе обменных курсов корзины валют — доллара, евро, иены, британского фунта и юаня. В настоящее время в обращении находятся 204 млрд SDR (эквивалентно примерно $290 млрд), новый раунд доводит общее количество до 660 млрд SDR. В предыдущий раз МВФ выпускал SDR на $250 млрд в 2009 году, чтобы помочь мировой экономике справиться с последствиями глобального финансового кризиса.

Поскольку SDR не считаются физическим активом, их нужно конвертировать, чтобы иметь возможность использовать за пределами внутренних транзакций с МВФ. Страны-участницы вправе продавать и покупать SDR, занимать, одалживать, отдавать в залог, обмениваться в рамках механизма свопов или получать в виде пожертвований. В отличие от кредитных программ МВФ само по себе распределение SDR не несет за собой условий и обязательств

Для каждого государства-члена МВФ устанавливается квота, которая отражает, в целом, его относительную величину в мировой экономике. Этот параметр определяет максимальный размер вклада государства в финансовые ресурсы МВФ. После присоединения к МВФ страна обычно вносит до одной четверти своей квоты в форме повсеместно принимаемых иностранных валют (таких как доллар США, евро, иена или фунт стерлингов) или специальных прав заимствования (СДР). Остальные три четверти вносятся в национальной валюте страны.

Диктатор «признан» на Западе?

Не все так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Да, МВФ, не смотря на ярую борьбу беларусской оппозиции, решил выделить эти средства оккупационному режиму Беларуси. Отказ в SDR получили Мьянма, Афганистан и Венесуэла. Венесуэле МВФ отказал потому, что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не захватчика Николаса Мадуро. Отношения с Мьянмой ВМФ заморозил после того, как власть в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.

Афганистану от МВФ причитались SDR на сумму около $450 млн, однако, после прихода к власти в стране радикального исламского движения «Талибан», приостановил доступ Афганистана к SDR, сославшись на «отсутствие ясности среди международного сообщества» по поводу признания афганского правительства.

Получается, что Запад выделением средств Беларуси фактически «расписался» под легитимностью власти диктатора?

Отнюдь. Первым делом хотелось бы отметить тот момент, что экс-кандидат в Президенты Беларуси Светлана Тихановская так и не объявила себя Президентом и не прошла процедуру инаугурации. Если бы такой шаг был сделан вовремя, с огромной вероятностью она могла бы быть признана Западом Президентом Беларуси, что сегодня могло бы избавить международное сообщество от многих проблем, а оккупационный режим – от лишнего миллиарда.

Во-вторых, МВФ все же не политическая, а финансовая организация. К сожалению, не все страны мира сегодня идут демократическим путем, и этот миллиард для системы найдет свое уютное место на мировом рынке. В категорию «легитимных» режимов также попал и режим современной путинской России, где честных выборов не было с начала нулевых, а страну охватила волна беззакония, политических дел и коррупции примерно с того же времени.

Вообще понятие «легитимности» подразумевает под собой, прежде всего, способ прихода того или иного правительства к власти. Беларусский диктатор, например, фальсифицировал выборы, начиная с прошлого века, физически устранил всех своих конкурентов и подмял под себя абсолютно всю вертикаль власти в стране. Последними «выборами» он, как никто другой, показал всей планете свою сущность и истинное лицо.

В соседней России ситуация аналогичная, только бывший чекист и шестерка Собчака в свое время «убирает» конкурентов не так топорно: за убийство Немцова был осужден некто Заур Дадаев, а Навальному удалось чудом выжить после дозы «новичка». Не так повезло журналистке Политковской, застреленной в собственном подъезде. Мировое сообщество не признает оба эти режима легитимными и постоянно оказывает на них информационное и финансовое давление, однако вынуждено работать с ними на мировом рынке для взаимной выгоды.

Такова рыночная экономика и такова реальная геополитика современности.

Сколько денег Беларусь ранее получала от МВФ?

Исполнительный совет Международного валютного фонда (МВФ) одобрил 12 января 2009 выделение кредита Беларуси в размере около 2,5 миллиарда долларов. За это правительство обязалось сократить госинвестиции и уменьшить целевое банковское кредитование. Кроме того, фонд потребовал строго ограничить зарплаты в государственном секторе. В результате в ноябре 2009 правительство отменило запланированное 20-процентное повышение зарплаты госслужащим.

Ранее Беларусь уже одалживалась в МВФ без помощи SDR, в реальной валюте. Все долги на сегодняшний день погашены, кредитная квота нашей страны в МВФ составляет 681,5 млн. долл.

  • 1993–1995 годы (по линии фонда системных трансформаций) – 200 млн. долларов США;
  • 1995 год (по механизму «стенд-бай») – 73,5 млн. долларов США;
  • 2009–2010 годы (по механизму «стенд-бай») – 3,52 млрд. долларов США.

В начале февраля 2004 года в Беларуси заявляли об отсутствии необходимости в привлечении кредитных ресурсов МВФ. Однако «стенд-бай» все же пришлось брать еще однажды.

Справка «Нашего Дома»

Кредит «стенд-бай» (англ. Stand-by credit)кредит, который с 1952 г. предоставляется странам-членам МВФ для определенных, согласованных с МВФ целей на основе соглашений «стенд-бай». Банк резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а клиент использует её частично или полностью в зависимости от потребностей в кредите.

Чем грозят эти деньги беларусам?

Условно владельцем этих средств будет Национальный банк. В бюджет они не поступят, так как деньги от МВФ прямиком в бюджет перевести нельзя, как и напрямую влить в госпредприятия-банкроты. Контроля за выделением данных ресурсов со стороны МВФ не будет: как только деньги поступят на счета Министерства финансов, правительство Беларуси будет распоряжаться ими по-своему.

Разумеется, незаконное правительство Беларуси разыграет здесь старую, замусоленную карту: деньги от МВФ скорее всего поступят в Россию в счет уплаты многочисленных долгов, а взамен будет взят новый кредит.

Страшно даже не то, что диктатор потратит эти деньги на оплату своих наемников и не то, что он их разбазарит на очередные прожекты. Страшно то, что все счета Россия предъявит не диктатору (время его правления подходит к концу), а Беларуси, нашему народу. В любом случае, надеяться на то, что деньги будут потрачены рачительно и с пользой для граждан Беларуси, не приходится.

Капля в море

Не стоит спешить клеймить Запад «признанием» режима диктатора и прочими эмоциональными возгласами. Не нужно забывать о том, что за последние 20 лет международные организации, включая МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Совет Европы и другие, вложили в Беларусь порядка 20 миллиардов долларов, работая с этим же режимом.

Лучше вспомнить о том, как диктатор пустил по ветру 80 млрд. долл. на провальные инвестиционные проекты (одна АЭС стоила 10 млрд.). Стоит ли упоминать, что львиная доля всех этих средств были кредитными? Поэтому, если отбросить эмоции, мы получим всего лишь ряд старых и новых преступлений режима, на сей раз из разряда экономических.

МЦГИ «Наш Дом» считает, что беспокойство по поводу «почти миллиарда» не имеющим под собой достаточно оснований. Необходимо понимать, что санкции вмиг оставят от этих денег пыль, а тратить бюджетные деньги с умом эта власть никогда не умела. Безусловно, продолжать давить на мировые финансовые институты необходимо. Но признаем, что одних акций у посольств, МВФ, казначейств, кулуарных переговоров и статей в СМИ недостаточно.