Быть многодетной семьей в Беларуси долгие годы считалось почетным. Про родителей, у которых четверо, пятеро и больше детей, писали госСМИ, такие семьи представлялись к наградам, участвовали в различных конкурсах, получали квартиры и многочисленные льготы. Но после масштабных зачисток гражданского общества беларусское КГБ решило заняться и многодетными: отныне кандидатуры матерей, имеющих пять и более детей, представляемых к награде, будут предварительно согласовываться с КГБ. И это не говоря о том, что многодетных родителей арестовывают точно так же, как и обычных. Вспоминаем, как и за что многодетные семьи подвергались репрессиям в Беларуси.

24 сентября 2020 года был задержан многодетный отец и директор завода комбикормов из поселка Россь Волковысского района Георгий Дядюшко. Перед выборами мужчина отказался собирать подписи за нелегитимного президента. В результате его задержали прямо в рабочем кабинете. 26 января 2021 года его приговорили к 4,5 годам колонии за получение взятки. Жена Георгия осталась одна с четырьмя маленькими детьми, один из которых болен астмой.

27 сентября 2020 года на протестах был задержан старообрядец и многодетный отец из Гомеля Герман Снежков. На следующий день его осудили на 14 суток ареста по статье 23.34 КоАП. В отношении мужчины также возбудили уголовное дело по части 2 статьи 363 УК (сопротивление сотруднику органов внутренних дел). А 29 сентября в дом семьи нагрянули с обыском. Силовики забрали телефоны и ноутбуки, арестовали жену Германа Снежкова Наталью и отправили в приют несовершеннолетних детей. Дочери семейной пары, 20-летней Татьяне, силовики угрожали изнасилованием. После этого Снежковы решили покинуть Беларусь. Забрав детей из приюта после освобождения из тюрьмы, Герман и Наталья уехали в Литву. После переезда в Вильнюс семье помогали организации «Дапамога» и «Наш Дом».

30 сентября 2020 года задержали 54-летнего отца четверых детей Александра Рязанцева. Он шел встречать жену, которая поехала с детьми на городской праздник. Дорогу ему перегородили люди в форме, потребовали показать телефон, затем скрутили мужчину и увезли в изолятор временного содержания. «На стенах камер – плесень, дыры в штукатурке, очень высокая влажность, в некоторых камерах под утро матрасы становятся влажными, майка сохнет более двух суток. Воды горячей не было, кипятильники использовать запретили, свет в последние сутки не выключали», – делится подробностями условий содержания в СИЗО в Барановичах Александр. Многодетного отца приговорили к 12 суткам ареста.

16 октября 2020 года был задержан 45-летний многодетный отец Виктор Седов. Согласно обвинению, в ночь с 10 на 11 августа 2020 года Виктор находился на перекрестке улиц Куйбышева и Сурганова возле универсама «Рига». Здесь он в состоянии алкогольного опьянения участвовал в массовых беспорядках «по предварительному сговору с неустановленными лицами». Виктор же заявил, что из любопытства наблюдал за происходящим, положил один камень на дорогу, а второй бросил в сторону пустой проезжей части, а затем ушел домой. Медицинское освидетельствование он в тот день не проходил, так что определить, был ли он пьяным, невозможно. Отметим, что у Виктора дома остались три дочери, семья только получила льготный кредит на квартиру. С октября 2020 года Виктор находится под стражей. 30 марта 2021 года отца троих детей приговорили к трем годам колонии.

10 декабря 2020 года была задержана гомельчанка Наталья Глазкова, многодетная мать, которая несколько лет назад получила поздравление с Днем матери от Александра Лукашенко. В октябре матерью пятерых детей начали интересоваться из-за ее гражданской позиции. К ней домой приходила комиссия, проверяющая условия проживания детей. 27 октября женщине дали штраф 675 рублей за участие в несанкционированных протестах, а перед этим четыре дня она отбыла в изоляторе. 9 ноября Наталья Глазкова получила штраф в 810 рублей за то, что сшила и сфотографировала в парке игрушку, показавшуюся силовикам похожей на Лукашенко. После задержания 10 декабря Наталью отвезли в РОВД, где начали угрожать тем, что заставят раздеться. Выйдя из РОВД, женщина решила покинуть страну.

19 декабря 2020 года за бело-красно белые занавески была задержана многодетная мать из Минска Екатерина Бычко. Дома у нее остались трое несовершеннолетних детей. Екатерина пробыла на Окрестина почти двое суток. Суд оштрафовал ее на 30 базовых величин за одиночный несанкционированный пикет. Что интересно, представители МВД заявили, что действовали в рамках закона (запрещающего задерживать матерей, у которых на попечении есть несовершеннолетние дети).

28 декабря 2020 года была осуждена мать троих детей Екатерина Леонова из Мозыря. Ее обвинили в том, что она участвовала в несанкционированной массовой акции, хотя на самом деле она гуляла по улице с коляской. Символика, плакаты и другие признаки пикетов при этом у нее отсутствовали, лозунгов она не выкрикивала, но это не помешало составить на нее протокол. Мать троих детей оштрафовали на 540 рублей.

21 января 2021 года житель деревни Прилесье Минского района Сергей Мельянец получил штраф 870 рублей за красно-белые жалюзи на окне спальни. Сергей – отец семерых детей. Еще в августе он повесил в своем доме жалюзи в цвет национального флага. По его словам, цвета символа много значат для христиан: красный цвет – это кровь, а белый – прощение от Бога. Вплоть до зимы семью Сергея никто не трогал, а после штрафа в школу и колледж, где учатся его дети, пришли документы с поручением принять профилактические меры. В отношении семьи было начато социальное расследование, детей стали вызывать к школьному психологу, сына – студента колледжа – к руководителю заведения. Семью вызвали на совет профилактики, однако по его итогу определились: никакой опасности для детей нет.

21 января 2021 года в Мостах состоялся суд над многодетным отцом Виктором Царикевичем. Его судили по частям 1 и 2 статьи 339 (хулиганство и злостное хулиганство) и статье 369 (публичное оскорбление представителя власти) УК. Согласно обвинению, в сентябре-октябре 2020 года мужчина нанес бело-красно-белые линии на дороге вблизи деревень в Мостовском районе, повесил чучела в милицейской форме под навесами нескольких остановок, нарисовал на 33 деревьях БЧБ-флаги, расставил таблички в виде ритуальных надгробий в поле, а рядом поставил гроб с чучелом в форме сотрудника милиции. Виктора Царикевича приговорили к году колонии.

22 января 2021 года в Минске была задержана многодетная мать Ольга Боброва. Ее пригласили в РУВД «для разъяснений». Однако вместо этого женщину отправили на Окрестина. У нее дома остались четверо несовершеннолетних детей. У семьи Ольги был свой бизнес – интернет-магазин настольных игр. Через три дня после задержания состоялся суд над Ольгой – ее оштрафовали на 870 рублей за то, что она вместе с другими людьми развернула бело-красно-белый флаг около Dana Mall.

17 февраля 2021 года многодетная мать из Смолевичей Екатерина Сазонова получила полтора года ограничения свободы по обвинению в оскорблении министра внутренних дел Ивана Кубракова. Следствие заявило, что Екатерина опубликовала оскорбительные сообщения в отношении министра в одном из Telegram-каналов. Екатерина – мать троих детей, двое из них несовершеннолетние. Она не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком.

18 марта 2021 года была задержана мать пятерых детей, 38-летняя Ольга Золотарь. Ее обвинили в создании экстремистского формирования (статья 361-1 УК), которым стали дворовые чаепития с соседями. Муж Ольги был арестован за бело-красно-белый флаг и отбыл 10 суток. В тюрьме Ольга Золотарь страдала от пыток и избиений. Женщине неоднократно угрожали убийством. 7 июля, в свой 38-й день рождения, Ольга была переведена в РНПЦ психического здоровья.

24 марта 2021 года был взят под стражу многодетный отец из Пружан Игорь Лаптанович, фигурант уголовного дела «хороводов», возбужденного после акции 13 сентября. Жена Юлия также получила обвинение по статье 342 части 1 (организация или участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок). Супруги были независимыми наблюдателями на своем участке на выборах президента-2020, фиксировали нарушения во время голосования и сообщали в РОВД. После 9 августа 2020 года они выходили на мирные собрания. Юлия получила штраф, Игорь – предупреждение. С тех пор и до самого задержания глава семьи неоднократно преследовался милицией.

24 марта 2021 года многодетная мать из Кобрина Мария Жук и еще четыре женщины отправились в парк украшать деревья: клеили наклейки, вешали бело-красные ленточки. В тот же день Марию и ее подруг задержали сотрудники милиции, отвезли в РОВД. Тогда Марию отпустили, но милиционеры приходили к ней домой, давили на ее несовершеннолетних детей. Марию оштрафовали на 100 базовых величин, а после этого она попала в поле зрения социальных служб и органов опеки. Семью пригрозили поставить в СОП. Мария получила помощь от МЦГИ «Наш Дом».

5 апреля 2021 года был арестован многодетный отец Денис Букаткин. Его отвезли в Фрунзенский РУВД Минска, где на него составили протокол по части 3 статьи 24. 23 КоАП. Дениса обвинили в несанкционированном пикете «путем размещения БЧБ-ленты на антенне автомобиля». В суде мужчина пояснил, что давно арендовал автомобиль для работы. А ленту с антенны не снимал, потому что она ему не мешала. Несмотря на это, Дениса приговорили к 30 суткам ареста.

4 мая 2021 года был задержан известный челюстно-лицевой хирург, многодетный отец Андрей Любецкий. Ему предъявлено обвинение по статье 368 УК (оскорбление президента). Он был волонтером на Окрестина, его задерживали, и два дня он провел в изоляторе. При задержании его били прикладом по голове. Андрей Любецкий в январе потерял работу и не мог устроиться даже в частные клиники. Силовики пришли в его квартиру с обыском, затем задержали по неизвестным причинам. Жена Андрея Наталья Любецкая была вынуждена уехать из страны вместе с детьми.

12 июля 2021 года в Минске задержали отца десяти детей Руслана Таштимирова. Днем в квартиру к семье нагрянули несколько человек, которые просто открыли незапертую дверь и вошли в помещение. В доме прошел обыск: забрали все бело-красно-белые флаги, компьютер, планшет, телефон и мягкую игрушку-поросенка с самодельным парашютом. Руслана посадили в микроавтобус и увезли в милицию, даже не сказав, в каком он статусе. После допроса отца десяти детей (двое из них – с инвалидностью) отпустили домой с подпиской о неразглашении.

Всего пять месяцев назад Лукашенко говорил о создании программы «Многодетная Беларусь». Молодым семьям обещали поддержку жильем, льготы, дополнительные выплаты. На практике же за почти год после выборов сотни многодетных семей оказались разрушены. Родители в тюрьмах, дети – в приютах или, если повезло, у родственников. Вот и вся поддержка, которая гарантируется государством… Но мы уверены, что многодетные семьи должны жить по-другому и получать вознаграждение за вклад в общество. Пока в Беларуси главенствует хунта, обеспечить это, увы, невозможно.