12 декабря 2020 состоялась встреча правозащитников «Нашего Дома» с экспертами Международного Уголовного Суда в Гааге по возбуждению уголовных дел в отношении беларусских должностных лиц, ответственных за преступления против человечности в Беларуси.

Что такое Гаагский суд, сколько есть таких судов и может ли это подействовать на ситуацию в Беларуси?

В Гааге есть несколько судебных структур:

  1. Международный суд ООН. Он занимается спорами и разногласиями между государствами. К ситуации в Беларуси на данный момент данная структура отношения не имеет и не может как-либо повлиять на ситуацию.
  2. Международный трибунал по бывшей Югославии, где судили Милошевича. Данная структура была временным судебным органом, созданным по решению Совета безопасности ООН. Инициатива о создании аналогичной структуры для расследования преступлений против человечности в Беларуси возможна, однако есть предположение, что данная инициатива будет заблокирована постоянными членами Совбеза ООН Россией и Китаем.
  3. Международный уголовный суд. В его компетенцию входит преследование лиц, совершивших самые серьезные преступления (геноцид, военная агрессия, преступления против человечности, военные преступления), включая действующих чиновников и глав государств. Именно с экспертами данной структуры встречались правозащитники «Нашего дома»

Международный уголовный суд (МУС) — независимый международный трибунал, деятельность которого регулируется Римским статутом. Этот договор вступил в силу 1 июля 2002 года и к сегодняшнему дню ратифицирован 120 странами мира. Среди них — все южноамериканские страны, около половины африканских и почти все европейские. Еще 19 стран, среди них Россия и Украина, договор подписали, но не ратифицировали. Беларусь — в числе остальной полусотни государств-членов ООН, которые не подписали и не ратифицировали Римский статут.

В компетенцию МУС входит преследование лиц, совершивших самые серьезные преступления, вызывающих озабоченность всего международного сообщества, а именно: геноцидпреступления против человечностивоенные преступления и преступления агрессии.

Для осуществления юрисдикции должны выполняться несколько условий:

  • преступления совершены после вступления в силу статута, то есть 1 июля 2002 года (ст.11 договора);
  • преступление было совершено на территории государства-участника МУС, либо гражданином государства-участника МУС (ст.12);
  • принцип комплементарности: соответствующие национальные судебные органы не могут либо не желают должным образом расследовать и наказать предполагаемых преступников.

Беларусь не подписала Римский статут и не признает юрисдикцию МУС. Однако Римский статут оставляет две правовые лазейки как юрисдикция МУС может быть установления и в отношении стран, не являющихся участниками МУС.

Первая лазейка позволяет сработать при принятии законным представительным госорганом специального заявления о признании юрисдикции МУС по прошедшим событиям даже в отсутствие ратифицированного Римского статута. Подобный ход возможен со стороны демократический структур, избранных в Беларуси на новых честных выборах.

Вторая лазейка может сработать в случае, если Прокурор начнет расследование при условии, когда поступает специальное обращение (резолюция) от Совета Безопасности ООН.

В истории МУС было два таких случая: по ситуации в Дарфуре, в результате чего МУС начал расследование и впоследствии выдал ордер на арест президента Судана Омар аль-Башира. И по ситуации в Ливии, когда Международный Суд выдал ордеры на арест Муаммара Каддафи и его сына Саиф аль-Ислама Каддафи.

Cегодня в изоляторе Международного уголовного суда в Гааге находятся два бывших африканских правителя — Лоран Гбагбо (Кот-д’Ивуар) и Чарльз Тейлор (Либерия), там же с нетерпением ожидают третьего — Омар аль-Башира (Судан), и не дождались убитого Муаммара Каддафи (Ливия).

В настоящее время правозащитники «Нашего дома» также готовят материалы по двум кейсам для подачи в ген прокуратуру Литвы по универсальной юрисдикции.

Универсальная юрисдикция позволяет государствам или международным организациям требовать уголовной юрисдикции в отношении обвиняемого независимо от того, где было совершено предполагаемое преступление, и независимо от гражданства обвиняемого, страны проживания или любых других отношений с обвиняемым.

Чаще всего под действие универсальной юрисдикции попадают такие преступления как геноцид, преступления против человечности, военные преступления, пытки, а также акты международного терроризма.

Напомним, заявление в литовскую прокуратуру подал Максим Хорошин, который сейчас находится в Литве. 13 октября силовики его жестко избили в момент задержания и в РУВД — оттуда Максима на «скорой» увезли в больницу, где обнаружили ряд травм.

30 ноября от имени офиса Светланы Тихановской адвокат Гедрюс Данелюс подал заявление с просьбой расследовать дело Хорошина. Генпрокуратура Литвы проверила материалы и согласилась, что их достаточно для полноценного уголовного преследования.

Фигуранты уголовных дел по данной юрисдикции попадают в списки Интерпола.

Что такое Интерпол и что значит попадание в его списки?

Интерпол — международная организация уголовной полиции. Её задача — координировать усилия стран-участниц в борьбе с преступностью.

Интерпол поддерживает разные базы данных, которыми могут пользоваться правоохранительные органы 192 стран-участниц (это практически все страны мира, кроме Северной Кореи, Туркменистана, Таджикистана, Бутана, Кирибати, Микронезии, Палау, Самоа, Сан Марино, Соломоновых островов, Тувалу, Вануату и Ватикана).  В каждой из них есть «филиалы» — национальные центральные бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). Правоохранительные органы направляют в НЦБ документы о преступниках, там их рассматривают и маркируют по категориям опасности, которые называют цветовыми углами (желтый, синий, зеленый и красный углы)

Людей, чьё дело маркировано красным, моментально задерживают: органы начинают решать вопрос о выдаче человека государству — инициатору розыска и дальнейшими процессуальными действиями над ним. Т.е. даже если правоохранительные органы в Беларуси проигнорируют списки Интерпола и не задержат человека, внесенного в список, то как только фигурант этого дела пересечет границу и окажется в другом государстве-участнике данной системы – он будет немедленно задержан.

Исходя из вышеизложенного, МЦГИ «Наш дом» продолжит работу в данных направлениях, чтобы способствовать расследованию совершенных преступлений и наказанию виновных в их совершении.