Тысячи людей в Беларуси 25 марта вышли на улицы столицы и других городов республики. Однако обещавшая быть мирной демонстрация в Минске была жестоко разогнана многочисленными силами милиции и спецназа, были задержаны сотни людей, некоторые из них впоследствии были привлечены к административной ответственности.
Чтобы попасть в РОВД в этот день, совершенно необязательно было идти в колонне демонстрантов: волонтеров, журналистов и представителей различных международных организаций задержали прямо в офисе правозащитного центра «Весна».
Как рассказала 57-летняя Людмила Кучура, которая также в тот день в качестве наблюдателя находилась в центре «Весна», эта была акция устрашения. А официальная причина задержания выглядела просто абсурдной: якобы поступила информация о готовящемся террористическом акте.
По словам Людмилы, «оголтелые омоновцы» ворвались в офис около 13 часов. Больше всего досталось человеку, который находился рядом с дверью: мужчина получил сильнейший удар. Остальных уложили лицом в пол. Людмила и еще несколько женщин остались стоять.
«Я не оказывала сопротивление, но и на пол не ложилась, не в том я уже возрасте, да и здоровье подводит», – рассказала Людмила Михайловна.
После этого более пятидесяти человек вывели из офиса, загрузили в автобус и отвезли в Первомайское РОВД. Там они пробыли около трех часов, пока в городе шла акция, затем всех отпустили без составления протоколов, но переписав паспортные данные.
Людмила рассказала, что раньше она постоянно принимала участие в различных акциях и демонстрациях. Теперь же выступает в качестве наблюдателя. Дело в том, что прошлой осенью ей сделали дорогостоящую и довольно болезненную операцию по замене тазобедренного сустава. И женщина опасается, что если ее вновь грубо будут где-то задерживать, то состоянием здоровья не поинтересуются, и искусственный сустав может пострадать. А случись такое – никому ничего не докажешь.
О том, как в Беларуси бесполезно что-то доказывать, Людмила знает по себе. В 2005 году ее муж Петр был осужден на 18 лет за убийство госинспектора межрайинспекции животного и растительного мира – преступление, которое он не совершал.
«Спустя несколько лет после суда над мужем, когда все увидели, что я не успокоюсь и продолжу ходить по инстанциям и писать запросы, мне сказали, что если б знали, что я такая, то нашли бы другого преступника, а не моего мужа. Но они и представить не могли, что дальнобойщик и его жена – типичная домохозяйка – попытаются оказать сопротивление», – рассказала Людмила.
В убийстве, за которое сидит Петр Кучура, по словам женщины, очень много белых пятен. Убитого инспектора поспешно наградили медалью за мужество. Все, кто помог раскрыть преступление по горячим следам, получили повышение в должности. А после того, как женщина начала собственное расследование, два свидетеля один за другим умерли.
Несмотря на все обстоятельства, Людмила никогда не сдавалась: писала письма во все инстанции, в том числе и президенту. Добилась того, что ей якобы обещали новое судебное рассмотрение, но дальше обещаний дело не дошло.
«Справедливости у нас добиться невозможно, – уверена женщина. – Мой муж – инвалид ІІІ группы по сердцу, причем, инвалидность заработал в тюрьме, сидит уже 12 лет за то, что он не совершал. И не только он один».
Ольга Романова