Имеет ли смысл обращаться в беларуские органы власти, прямо подчинённые вертикали, которая создавалась двадцать пять лет, и где добыть свою свободу?

Многие жители Беларуси так или иначе сталкивались с таким явлением как «петиция». Обычно в новостной ленте нам предлагают подписать обращение на ту или иную тему, но начать стоит с определения того, чем же является этот документ (чаще всего виртуальный в наше время) и каким целям служит.

Петиция – это коллективное обращение, запрос, прошение. Реже требование.

Изначально подобные обращения не имели легального статуса и были скорее попыткой угнетённых достучаться до публичных органов власти. Позже подобна практика была закреплена юридически. Таким образом, написание петиций неразрывно связано с обращением во властные структуры.

Темой петиции может быть что угодно: от клумбы под вашим окном и её состояния до требования отставки министра МВД.

А теперь давайте последовательно разберёмся почему подобная форма деятельности не работает в Беларуси. В том числе, мы попытаемся объяснить почему написание петиций вообще не является борьбой за права, свободу или любые позитивные изменения в обществе.

Без характеристики существующей системы управления в нашей стране мы, безусловно, не обойдёмся. Расписывать бесчисленные грехи режима Лукашенко вряд ли будет уместно, поэтому остановимся лишь на некоторых пунктах.

Александр Лукашенко заявил, что будет баллотироваться на очередной президентский срок

Первый и самый главный пункт — Конституция Республики Беларусь. Являясь основным документом страны, Конституция регулярно нарушается самой властью, которая должна являться гарантом выполнения принятых на территории Беларуси юридических норм. Фактически пожизненное правление Лукашенко, многочисленные антиконституционные законы и личное вмешательство диктатора, которое стоит выше любых утверждённых актов, — всё это красочно говорит о том, что законы в нашей стране не исполняются. И при нарушении основных конституционных прав граждан невозможно доверять никаким иным поправкам, декретам и кодексам.

В таком случае имеет ли смысл обращаться в органы власти, прямо подчинённые созданной за двадцать пять лет вертикали, в рамках которой не может быть отклонений от условной «линии партии», то есть воли Александра Лукашенко и его приближённых?

(В статье мы считаем лишним доказывать незыблемость волюнтаризма диктатора и исполнительность всех созданных им бюрократических структур).

Вопрос совсем не риторический. Попытаемся на него ответить.

Является ли прошение об установке новых качелей в вашем дворе противоречащим интересам государственной власти Беларуси? Скорее всего, нет. Максимум неудобств это может создать только местному чиновнику, которому придётся рассматривать обращение и выделять деньги из бюджета, запуская со скрежетом бюрократическую машину.

Но что, если текст обращения будет содержать требование привлечь к ответственности, например, министерство МВД? Это справедливо, ведь дело в том, что сам глава государства и многочисленные исполнители из различных ведомств регулярно компрометируют не только себя, но и свою структуру высказываниями и действиями, прямо противоречащими международному праву, Конституции, а часто и просто здравому смыслу.

Неужели и в таком случае найдётся нужный чиновник, которому придётся лишь вздохнуть, открыть ящик с печатями и запустить механизм отставки высокопоставленного руководителя?

Естественно, нет. И в данном случае сторонники написания петиций зря пытаются апеллировать к тому, сколько подписей поставили в том или ином документе. Для полностью подчинённой вертикали гарантом сохранения себя будет не мнение тысячи людей, но решение одного человека или группы приближённых к этому одному.

Беларуский лидер также считает, что в стране необходимо принять новую конституцию

Почему?

Потому что мнение диктатора опирается на силу. А именно силовое решение по любым вопросам остаётся главным аргументом власти в авторитарных режимах. Возможность использовать прекрасно обученных и многочисленных дуболомов при решении политических и гражданских вопросов в обществе даёт привилегию назначать чиновников на местах. Осознавая суть этих процессов и чувствуя ту руку, которая кормит любого бюрократа в нашей стране, он (чиновник) никогда не пойдёт против системы, создавшей его.

На выходе же мы получаем систему управления, при которой законные методы защиты прав или изменения общества к лучшему просто не могут работать, если противоречат желаниям людей у власти. Желания же людей у власти, вне всякого сомнения, лежат далеко от интересов простых граждан страны. Ведь человеку с двумя десятками резиденций и машиной за 1,7 миллиона евро недоступны чаяния заводского рабочего или студента.

Но почему же петиции действуют в других странах?

Очень хороший и актуальный вопрос. На него мы также ответим.

Прежде всего петиция может показать сколько граждан заинтересованы в определённом вопросе. И если это тысячи людей, то к ним стоит прислушаться. В случае неуважительного ответа или игнорирования подобного вопроса эти подписавшиеся тысячи окажутся на улицах города. Только это заставляет так называемые демократические страны более ответственно относиться к обращениям своих жителей. Конечно, силовые методы урегулирования вопросов с помощью полиции имеют место везде, но в странах с развитой культурой протеста политики понимают, что силовые решения приведут к эскалации конфликта и, как следствие, предреволюционной или революционной ситуации. Это грозит не только благосостоянию, но и жизни политиков. В таком случае проще пойти на малые уступки и действовать более-менее в рамках принятых законов, которые также меняются в угоду власти.

Всё вышеописанное напрочь отсутствует в реалиях Беларуси. Не имея противовеса в виде солидарности и общественного протеста в ответ на беззаконие, диктаторский режим Лукашенко абсолютно не сдержан ни в репрессиях в отношении неугодных, ни в собственном обогащении за счёт подавляемого народа.

Отсюда вытекает и бессмысленность петиций как способа привлечения внимания к проблеме. Для информирования общества есть намного более действенные способы, не предлагающие симулякр борьбы за права и свободы. Подписать петицию и почувствовать себя тем, кто сделал всё, что мог, – что может быть безответственней в наше время?

Бумажные или виртуальные обращения граждан должны быть обеспечены протестным потенциалом людей (словно бумажная валюта своего времени была обеспечена золотом), готовых выйти на улицу и в любой форме бороться за то, о чём на начальном этапе только говорят, ведь ничто иное никогда не заставит власть относится к вашим требованиям всерьёз.

 

 

Мы, социальные активисты и представители либертарного движения, совместно с международным центром гражданских инициатив «Наш Дом», реализуем кампанию поддержки и солидарности с беларускими политзаключёнными «DISSIDENTBY».  

Будем рады сотрудничеству и кооперации со всеми небезразличными людьми, организациями и инициативами.