Так ли далека сегодняшняя Беларусь с её многочисленными тюрьмами и колониями от концлагерей Германии сороковых годов? Оказывается – нет.

В данный момент времени в тюрьмах и лагерях Беларуси используется определённая система «бирок», которыми помечаются заключённые, в зависимости от того, кем их считает репрессивная структура власти.

Почему символом кампании является красный треугольник и как это связано с современной Беларусью?

Система винкелей (нем. Winkel — угол) первоначально использовалась в концентрационных лагерях нацистской Германии. Треугольники из материи разного цвета нашивались обычно на левую сторону груди, иногда на рукав. Сверху от треугольника наносился номер заключённого, а также полоска, если человек подвергался повторному заключению.

Специальная отметка снизу, похожая на мишень, обозначала принадлежность к так называемой «штрафной группе». Это особая группа заключённых, которые содержались в особо жестоких условиях и выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Обычно, не имея перерывов в работе типа каменоломен, а также возможности питания, очень часто «штрафники» умирали прямо за работой или подвергались расстрелу нацистами под предлогом попыток к совершению побега.

Также имело место обозначение национальной принадлежности заключённого. В таком случае, в сам «винкель» вписывалась первая буква от названия страны происхождения узника.

Обычно у заключённых их номер был написан на одежде. Лишь в Освенциме он был также вытатуирован на теле

А зачем, собственно, так изощряться и придумывать систему отдельных обозначений для заключённых? На этот вопрос существует сразу несколько ответов, и они в равной степени важны для понимания сути тоталитарных режимов.

Прежде всего, это стигматизировало узников концентрационных лагерей, выделяя их среди других заключённых. Нацистская администрация лагерей продолжала преследовать тех, кто уже лишен свободы, и реализовывала самые жестокие пытки и наказания в зависимости от принадлежности человека, что часто приводило к смертям. Всё это отпугивало и других заключённых. За общение с «заклеймёнными» пытки могли быть применены к любому. Нацисты видели лишь цвета винкелей, номер, заменявший имя, и особые дополнительные пометки. В лагерях у заключённых не было личности и это лишь дополняло картину бесчеловечности подобных мест.

Переходя к современности и непосредственно нашей кампании, стоит упомянуть откуда пришла идея носить «винкель» и почему именно сейчас. В Беларуси регулярно проходят суды над представителями абсолютно любых неправительственных организаций, партий и инициатив, которые так или иначе участвуют в гражданской и политической жизни общества. Обычно это сопряжено с задержаниями, помещениями под стражу и даже с возбуждением уголовных дел. Так, группа неравнодушных людей, посещающих суды с целью поддержки задержанных, решила запустить флешмоб. Они использовали красный треугольник — отличительное обозначение политических заключённых в концлагерях Третьего Рейха. Прикрепляя его на свою грудь или рукава, молодые люди выказывали солидарность с подсудимыми, тем самым подчёркивая преемственность карательных практик современной Беларуси от режима нацистов.

Красный цвет — политзаключённые: коммунисты, члены профсоюзов, либералы, социал-демократы, масоны и анархисты

Таким образом, они хотели показать, что любое государство для свободного человека является концлагерем, тем более такой авторитарный режим, как диктатура Лукашенко. А также то, что если на человека в обществе вешают стигму «политический», то это не повод отворачиваться от него и отказывать в поддержке. Наоборот – такие люди заслуживают того, чтобы про них говорили и поддерживали за смелость отстаивать свои идеалы перед лицом тюремного заключения и физического насилия.

Почему именно такой вариант поддержки людей, которых преследуют по политическим причинам? Ответ на этот вопрос лежит в нашей современности. То есть, в современной беларуской пенитенциарной системе.

Так ли далека сегодняшняя Беларусь с её многочисленными тюрьмами и колониями от концлагерей Германии сороковых годов? Оказывается – нет.

В нацистских концентрационных лагерях особые отметки у заключённых выполняли в том числе и роль маркера для администрации. Именно она решала на какие работы отправить заключённого, бить или не очень, пытать или забить до смерти, расстрелять на месте или отправить на каменоломню. При огромном наплыве узников гитлеровского режима такая система упрощала работу по физическому и моральному уничтожению врагов народа.

Прошло более семидесяти лет с тех времён, и мы снова вернулись к практике маркировки заключённых. В данный момент времени в тюрьмах и лагерях Беларуси используется определённая система «бирок», которыми помечаются заключённые, в зависимости от того, кем их считает репрессивная структура власти.

«Нарушений со стороны администрации в части оформления нагрудных знаков не усматривается»

Так, анархисты и антифашисты, преследованием которых занимаются КГБ и специальные отделы ГУБОПиКа (Главное Управление по Борьбе с Организованной Преступностью и Коррупцией), обычно имеют жёлтую бирку. Наличие её на одежде подразумевает специальный учёт и внимание со стороны администрации. «Склонные к экстремизму» люди обязаны всегда находиться в первых рядах на проверках, получать письма только с бытовой информацией и выполнять любое распоряжение администрации, иначе человек лишается звонков, свиданий, передач и/или его помещают в ШИЗО (штрафной изолятор).

На одежде установленного образца нагрудные знаки оформляются у состоящих на профилактическом учёте — на жёлтом фоне

Иные отметки, не менее чудовищные по своей сути, вешают на одежду заключённым по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Около 17 тысяч людей (В 2018 г. осуждено по ст. 327-332 УК за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 2452, в 2017 г. – 2942 лица, в 2016 г. – 3608 лиц в 2015 г. – 3929 лиц), в возрасте от 14 до 30 лет стигматизированы в обществе не менее политических диссидентов и постоянно подвергаются давлению, пыткам и ограничениям в рамках своего заключения, сроки которого составляют в среднем 7-10 лет. Цвет бирок заключённых по «наркотической» статье — зелёный.

У осуждённых за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств — на зелёном фоне

Существуют и красные бирки. Они обязательны для ношения злостными нарушителями режима, рецидивистами и так называемыми «особо опасными».

Представленная выше информация лишь толика от того, что реально творится в застенках тюрем и колоний. Диктатура как форма правления подразумевает полную закрытость любых государственных институтов для мониторинга обществом и правозащитными группами.

Система бирок в беларуских тюрьмах – максимально тревожный сигнал обществу. Зависимые суды, разросшиеся структуры силовых ведомств, мизерный процент оправдательных приговоров (менее 0.2%) — это показатель того, что «эсэсовцы» современности, как и свои предшественники, не справляются с наплывом заключённых. Когда репрессивная машина работает во всю силу и тюрьмы переполнены, просто лишение свободы является недостаточным, а значит нужна система морального и физического подавления несогласных. Возвращение в практику бирок-винкелей – это очередная попытка карателей подавить любое свободомыслие в обществе.

«Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.» А. Камю

Вот почему мы выбрали винкель в качестве символа солидарности и взаимопомощи. В противовес несправедливости современных институций контроля и запугивания общества, мы предлагаем гордится теми, кто попал в жернова системы за свои убеждения.

Без разнообразия мнений и позиций, в отсутствие споров и дискуссий общество ждёт застой во всех сферах жизни, поэтому смело высказывайте своё мнение, будьте честны перед своей совестью и убеждениями, поддерживайте тех, кто лишён свободы за свои взгляды.

В стране, где царит несправедливость и милицейский диктат быть «политическим» — почётно!

Мы, социальные активисты и представители либертарного движения, совместно с международным центром гражданских инициатив «Наш Дом», запускаем компанию поддержки и солидарности с беларускими политзаключёнными «DISSIDENTBY».  

Будем рады сотрудничеству и кооперации со всеми небезразличными людьми, организациями и инициативами.