Прошло три дня, как Александру Лукашенкоофициально исполнилось 59 лет. Забавно было смотреть и слушать, как по белорусскому телевидению дикторы на полном серьезе поздравляли, правда — 31-го, «президента Республики Беларусь и его сына».
На этом фоне, совсем потерялось поздравление главного союзника Батьки Лукашенко (как его любят называть в России) – Владимира Путина.
Мы уже не раз писали о «непонятке», которая возникла с поздравлением одного президента другого. А теперь решили поинтересоваться у известных белорусов, что они думают по этому поводу.
Павлюк Быковский, политический обозреватель:
— Я думаю, что телеграмма все же была. Это обычная практика протокольных служб. Но в той ситуации, когда возник конфликт как минимум между субъектами хозяйствования, а также между руководителями государств (поскольку бизнес в данном конкретном случае очень близок к власти и в Беларуси, и в России), текст телеграммы и было нецелесообразно публиковать в открытом доступе.
Павел Виноградов, активист молодежной организации «Zмена»:
— У меня на этот счет есть только дилетантское мнение: дядям надо улыбаться друг другу в лицо, как того требует протокол, хотя друг друга они люто ненавидят.
Юрий Губаревич, первый заместитель председателя движения «За Свободу»:
— Ответ банальный: сегодня существует напряженность между странами и руководством двух государств. Россия не хочет публиковать ничего, что выходит за рамки «недовольной мины» в отношении Лукашенко.
Ольга Карач, лидер кампании «Наш дом»:
— Странно, но факт: арест Владислава Баумгертнера вызвал растерянность Кремля. Россиян можно понять. Москва оказалась не готова к ситуации «пригласили в гости к премьеру — посадили в КГБ». Безусловно, арест Владислава Баумгертнера, приехавшего по приглашению такого высокопоставленного белорусского чиновника, это новое слово в мировой истории ведения политических переговоров. С одной стороны, сейчас любой публичный скандал и ссора выгодны Александру Лукашенко, потому что позволят объяснить все проблемы в белорусской экономике «коварством старшего брата» и происками «российских олигархов», которые хотят растащить лакомые кусочки «фамильного серебра». Что позволяет руководству Беларуси мобилизовать население «затянуть потуже пояса». С другой стороны, Сирия — это, безусловно, на сегодняшний день более важный для России вопрос, чем судьба, пусть даже топового, менеджера «Уралкалия». «Белорусский вопрос» больно ударил по репутации Владимира Путина как волевого и сильного человека. Вопрос — каким будет ответ, будет ли он вообще, и вытрется ли Москва и на этот раз, как до этого много раз молча вытиралась от «плевков» белорусского «партнера»? Поэтому официальное поздравление было потому, что Владимир Путин хочет оставить «открытой» дверь для переговоров с белорусской стороной. Но телеграмма не опубликована, потому что это признак слабости российского лидера. Самым логичным и симметричным ответом был бы арест белорусского премьера Мясниковича, которой в скором времени прибудет в Москву для ведения переговоров.
Виктор Корнеенко, сопредседатель движения «За справедливые выборы»:
— Может в этом году текста и вовсе небыло? Просто пустой бланк! (Шутка). Вероятнее всего был сухой, дежурный текст, который разоблачает всю прежнюю пустую трескатню руководителей обеих стран. Кремлю неудобно признавать провал в отношениях, а из текста это было бы видно. Ведь не скажешь же сейчас что-либо про «личный вклад в укреплении дружбы и т.п». «Додружились»!
Евгений Липкович, блогер:
— Поздравительные телеграммы бывают разные. О некоторых и вспоминать не хочется. К примеру:«Господину Иосифу Сталину. Москва. Ко дню Вашего шестидесятилетия прошу Вас принять мои самые искренние поздравления. С этим я связываю свои наилучшие пожелания, желаю доброго здоровья Вам лично, а также счастливого будущего народам дружественного Советского Союза. Адольф Гитлер». Единственное, чем можно объяснить досадное недоразумение, что поздравительной телеграммы от президента России нет на официальном интернет-сайте Кремля, это тем, что она секретная. Можно с большой долей уверенности предположить, что кроме теплых слов в адрес нашего президента, одобряющих деятельность и курс на борьбу с олигархией , она содержит просьбу о вступлении России всеми своими субъектами федерации в состав Беларуси. «Я ухожу», намекнули мне информированные источники, знакомые с текстом.
Владимир Мацкевич, философ, методолог:
— Да, это неловкое чувство! Хотел бы написать некролог, а пришлось соблюдать политкорректность и дипломатический протокол — пришлось пожелать долгих лет жизни. Впрочем, это не имеет никакого значения. Неужели кто-то еще думает, что президенты пишут друг другу открыточки и рисуют смайлики и сердечки? Для этого даже у средней руки бизнесмена есть канцелярия.
Сергей Наумчик, депутат Верховного Совета XII созыва:
— По-моему, это как если кто-то в обществе, извините, испортил воздух: поступок неприличный, но акцентировать на этом внимание — значит, поступить еще более неприлично.
Андрей Почобут, корреспондент издания «Газета Выборча»:
— Очевидно, что это утайвание текста телеграммы связано с нынешней ситуацией в белорусско-российских отношениях. Стороны сошлись в клинче, идет борьба «кто кого», тут уж не до поздравлений. Когда ситуация успокоится, а она рано или поздно успокоится, и отношения Кремля и Лукашенко вернутся в свое обычное русло, вот тогда снова будут слать друг другу поздравительные телеграммы, а их хвалебные тексты с гордостью демонстрировать через подконтрольные СМИ. А пока не судьба.
Николай Халезин, арт-директор Белорусского Свободного театра:
— На своем журналистском веку я помню как минимум три подобных случая, когда российские власти создают ситуацию неразличения – «то ли было, то ли не было». И всегда эти моменты связаны с обострениями конфликтов между руководством наших стран. Причиной этой протокольной двусмысленности является пресловутый Союзный договор. Согласно ему, Беларусь является безоговорочным союзником России, и абсолютным приоритетом в отношениях. Раньше, при Ельцине, в российско-белорусских отношениях безоговорочно соблюдался принцип «первой ночи». После избрания российский руководитель совершал первый визит в Беларусь; всегда первым поздравлял главу Союзного государства с Днем рождения, и граждан страны с Днем Независимости. Но, с приходом к власти Путина, ситуация кардинально изменилась. Сегодня даже не специалист в политологии знает, что отношения между главами России и Беларуси не просто плохие — они на уровне идиосинкразии. С одной стороны, Союзный договор обязывает Путина поздравить Лукашенко с Днем рождения; с другой — он этого делать не хочет, и, будь его воля, никогда не стал бы. Поэтому, служба протокола и придумывает форму этакого «двуликого Януса», когда поздравительная телеграмма послана, а информации о ней не найти ни в одном источнике. По сути, это одна из форм процесса, который Александр Лукашенко любит назвать «наклонили», а на тюремном жаргоне это имеет другое название – «опустили».
Федор Костров, «Товарищ.online»