Нарушения законодательства беларускими госорганами давно стали системными. Некоторые ситуации доходят до абсурда. Например, когда ответ на заявление о нарушении сроков рассмотрения заявлений дается с нарушением сроков рассмотрения заявлений…

Гомельчанке Наталье Якимовой пришлось столкнуться с особенностями работы беларуских госорганов два года назад, когда в стенах областного госпиталя не стало её сына. Обстоятельства смерти молодого мужчины вынудили мать предать эту трагическую историю широкой огласке и привлечь правозащитников «Нашего Дома», чтобы совместно добиться восстановления справедливости для покойного Евгения Якимова.

ПОДРОБНОСТИ ЭТОЙ ИСТОРИИ:

В поисках правды женщине пришлось пройти множество инстанций и столкнуться с несправедливостью в свой адрес. Ситуация сложилась таким образом, что когда гомельские медики подали заявление на Наталью, о якобы распространяемых ею ложных сведениях в сети интернет, реакция последовала незамедлительно – в дом к безутешной матери, которая совсем недавно на тот момент потеряла сына, пришли с обыском. За него впоследствии перед женщиной было вынуждено принести извинения милицейское начальство, но лишь после её многочисленных жалоб.

Также не было и речи об оперативном рассмотрении обращений Натальи по поводу ложных сведений, озвученных медиками как в суде, так и третьим лицам (нарушение врачебной тайны).

В феврале текущего года Наталья обратилась в Министерство внутренних дел с жалобами на действия сотрудников ОВД Центрального района г.Гомеля. Как это обычно происходит, жалобы были «спущены» в Центральный ОВД, чтобы отдел сам «разбирался» со своими сотрудниками.

По каким-то причинам, Центральный отдел сам «разобраться» не смог, и перенаправил жалобы в отдел другого района. В установленный законом «Об обращениях граждан» срок (15 дней или месяц, если необходима дополнительная проверка по заявлению) Наталья так и не получила ответы.

Волокита с перепиской и обжалованием затянулась до лета, когда сроки наложения административного взыскания по жалобам женщины уже истекли. Об этом её уведомили ответом из администрации Центрального района Гомеля. Нарушив, опять же, сроки рассмотрения её обращения.

Отметим, что заявление Натальи, направленное в администрацию, было рассмотрено в порядке Процессуально-исполнительного кодекса, а не Закона «Об обращениях граждан». Как было отмечено в ответе, согласно п.6 ст.9.2 ПИКоАП орган, ведущий административный процесс, уведомляет заявителя о принятом решении только по просьбе заявителя, а поскольку в заявлении Якимовой такой пометки не было – соответственно, её не были обязаны уведомлять.

Статус заявителя в данном случае вызывает особый интерес, ведь согласно ч.2 ст.10.26 ПИКоАП о прекращении дела об административном правонарушении в обязательном порядке уведомляется ряд лиц, в том числе потерпевший. При этом, ст.4.2 ПИКоАП указывает на то, что потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен вред.

Вред – это вред жизни или здоровью, либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (ст. 1.4 ПИКоАП).

Таким образом, когда человек не приобщает к заявлению документы, доказывающие, что ему причинен вред, следовательно, он считается не потерпевшим, а заявителем.

Как можно выразить вред, причиненный несоблюдением сроков рассмотрения обращений, в денежном эквиваленте, вопрос риторический. Вместе с тем, ловкая эквилибристика по нормативным актам позволяет фактически любому противозаконному действию госорганов придать ауру законности.

Напомним, что на последнем судебном заседании по жалобе Натальи Якимовой, судье стало известно о рапорте сотрудника милиции, который, не мудрствуя лукаво, отчитался о том, что прекратить дело по заявлению Натальи его попросила… секретарь суда. К счастью, это был тот редкий случай, когда очевидно противозаконная ситуация не осталась без внимания.

В скором времени, 1 августа, в Гомельском областном суде будет рассмотрено дело по апелляционной жалобе Натальи Якимовой к УЗ «Гомельский областной клинический госпиталь ИОВ» и сотруднику госпиталя о возмещении морального вреда. «Наш Дом» будет следить за этим процессом.

«Наш Дом»