Участники Рабочей Группы Восточно-европейской сети по гражданскому образованию из четырех стран (Беларусь, Украина, Россия, Азербайджан) провели встречу, на которой были выработаны концепции и идеи совместных проектов. Совместная работа была максимально продуктивной, о её итогах – из первых уст.

Евгения Иванова (Беларусь, «Адлiга: женщины за полную гражданскость»):

«Одна из самых дебатируемых тем, которую мы обсуждали на этой встрече — взаимосвязь между политическим образованием и гражданским образованием. Были высказаны разные мнения. Мы долго думали, проговаривали возможные определения, вырабатывали какое-то своё, с которым мы все согласимся и будем работать. А результатом всех наших дискуссионных практик стало мнение о том, что для того, чтобы говорить о политическом и гражданском образовании нужно использовать пересекающиеся круги Эйлера. То есть, что-то из этого — политическое образование, что-то — гражданское, и нам наиболее интересны те сферы, где они пересекаются.

Евгения Иванова

Мы решили фокусировать свою работу именно на пересечении этих двух пространств. Таким образом, целью того, что мы называем политическо-гражданским образованием, где это всё пересекается, является формирование субъекта, который обладает достаточным знанием, мотивацией и желанием, а также гражданской волей и гражданским резервом для того, чтобы действовать или осознанно бездействовать, и таким образом достичь определённого результата в политическом пространстве».

Виктория Феофинова (Украина, глава общественной организации «Молодая Черкащина»):

«Гражданское образование и политическое образование — не одно и то же. Но в какой-то момент они накладываются. И тот самый момент наложения есть точка приложения наших усилий.

Мы насчитали много целевых групп, с которыми могли бы работать и условно поделили уровни участия граждан в политике. Первая группа — активисты, которые уже умеют объединяться. Уровень немного выше — участие в решении системных проблем, адвокация, формирование полиси. Тоже политика, но не в смысле борьбы за власть, а в смысле тех правил, по которым живёт сообщество. Самый высокий уровень — представление человека в местной или более высокой политике.

Для Украины сейчас актуальны все три стадии. Социальный лифт работает от нижней к верхней. И мы сейчас более сфокусированы в политическом образовании на уровне тех, кто работает в полиси, и на тех, кто уже готов перейти во власть. В других странах это не так. И они сейчас более сфокусированы на социальном активизме и тех, кто готов с уровня решения своей конкретной проблемы перейти на уровень системного решения проблемы.

Поэтому наложив одно на другое, мы вывели общее поле для действия. Это те люди, которые уже проявив какую-то активность и имея желание решать проблемы, начинают переходить на уровень полиси и хотеть решить их системно.

«Здорово, что, наконец-то, мы разобрались с тем, с чем мы можем вместе работать. У нас уже появились конкретные идеи исследований и образовательных продуктов».

Екатерина Трофимова (Россия, Sharing Economy Lab):

«У нашей программы должны быть как минимум три задачи. Первая задача укладывается в формулу «Я знаю». Это часть программы, которая предоставляет знания о политическом устройстве, структуре гражданского общества в каждой из наших стран.

Екатерина Трофимова

Вторая задача формулируется модулем «Я могу». Это программа формирования компетенций: когда знания превращаются в умения. Третья задача — это «Я хочу».

«Очень важно не просто знать и уметь делать, но никогда не терять мотивацию и жгучее желание преобразования».

Ольга Карач (Беларусь, МЦГИ «Наш Дом»):

«Дискуссия на самом деле не такая простая, но она получилась. По результатам встречи у нас хорошие материалы. Много планов на будущее.

Ольга Карач

«Самое главное — мы очень хотим вместе реализовать появившиеся у нас идеи».

«Наш Дом»