В любом населённом пункте нашей страны вас могут остановить сотрудники милиции с подозрением, что вы употребили наркотические вещества. Они отвезут вас в медицинское учреждение для сдачи биоматериала. Если речь идёт о несовершеннолетнем, то родителей (законных представителей), как правило, не вызывают. Адвоката и подавно. Что происходит за закрытыми дверями, можно только догадываться. Вас не ознакомят с вашими правами и обязанностями…

Дети, осужденные по 328-й статье

Так что на самом деле происходит в кулуарах между психиатром-наркологом и сотрудниками милиции? Разбирается правозащитник «Нашего Дома» Руслан Гусейнов.

Первое, это принуждение к сдаче анализа мочи. Данный биоматериал исследуется на наркотические вещества с применением экспресс-тест полоски, которая не даёт 100-процентной гарантии достоверного результата.

Второй вариант используется редко. Сдача крови. Срок хранения исследуемого материала — трое суток. В небольших городах нет лабораторий, которые могут выполнить такое исследование. При этом, именно по крови можно достоверно определить факт употребления наркотических веществ. Но в установленные лабораторные сроки биоматериал может и не доехать из пункта А в пункт Б (где есть необходимая лаборатория). А если доехала пробирка с уже не подлежащим исследованию материалом, то в судебном порядке при обжаловании результатов данного анализа велика вероятность отказа в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 328  (Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств) в связи с истечением срока хранения.

Подчеркну, что универсальные лаборатории есть только в областных центрах. Затраты на химпрепараты для выявления наркотических и психотропных веществ во всех смыслах «дороги» для местных бюджетов.

Руслан Гусейнов (слева) и Валерий Щукин на пресс-конференции движения «Матери 328» 13 ноября

На сегодняшний день экспресс-тест полоска обходиться городу в одну базовую величину (24,5 р.). Вероятно, именно чтобы избежать лишних трат бюджетных средств, сотрудники применяют физическую силу. На задержанного составляют протокол за «неповиновение» по статье 23.4 КоАП РБ, и указывают в нём, что был отказ от сдачи биоматериала. А это уже ч.1 ст. 328.

На консультации в наркологическом диспансере мне удалось выяснить, что подозреваемое лицо, даже если его или её мочевой пузырь пуст, также будет считаться отказавшимся от сдачи биоматериала.

При этом нигде не указано о сдаче конкретного вида анализа. У подозреваемого все же есть право выбора, только воспользоваться этим правом ему вряд ли дадут.

Как представитель «Нашего Дома», совместно с правозащитниками, активистами и матерями детей, осужденных по ч. 1 ст. 328, я поддерживаю резолюцию, принятую на пресс-конференции 13 ноября:

1. Главный вопрос: встреча представителей Гражданской инициативы «Движение матерей 328» с президентом страны с целью донести до Главы Республики Беларусь проблемы по демографии и криминалу.

2. Направить Обращение в Верховный Суд с просьбой провести внеочередной Пленум с целью внесения изменений и корректировки правоприменительной практики по ч. 3-4 ст. 328 УК РБ (например, разделение по весу: «незначительный», «крупный», «особо крупный», также убрать характеристику «особо опасное вещество»).

3. По несовершеннолетним ввести уголовную ответственность с 18-ти лет, до этого возраста применять альтернативное наказание.

4. Для МВД и ДИН (департамент исполнения наказаний) активно применять замену на более мягкое наказание, а также условно-досрочное освобождение в связи с напряжённым экономическим положением, переполненностью тюрем и исправительно-трудовых учреждений. Это является важным стимулом хорошего поведения осужденных и соблюдения правил внутреннего распорядка в данных учреждениях.

5. Внести предложение для Депутатского корпуса:

— Изменить и подкрепить примечаниями статью 328 УК РБ, чтобы изменения распространялись на тех, кто уже отбывает наказание по вышеуказанной статье.

6. Для всех силовых структур Республики Беларусь:

— Проводить профилактическую работу с общественными организациями, в том числе с представителями Гражданской инициативы «Движение матерей 328».

7. Направить обращение в Администрацию Президента, МВД, ДИН Республики Беларусь с предложением провести акт гуманности Государством Республики Беларусь с проведением для осужденных амнистию.

Руслан Гусейнов,
правозащитник
фото Руслана Гусейнова