«Нашдомовцы» Бобруйска приняли участие в публичной дискуссии, посвященной концепции судебной реформы в Беларуси. Спикерами мероприятия выступили бывший судья Конституционного суда Михаил Пастухов и директор Восточноевропейской школы политических исследований Александр Добровольский.

«Поймите, мы – люди государевы»

Если бы с судебной системой Беларуси не было никаких проблем, то зачем что-то менять? Но буквально каждому гражданину, плательщику налогов и штрафов в нашей стране, известно, что «не так» с этой системой.

Александр Добровольский был избран депутатом Верховного Совета 13-го созыва (в который вошел также и правозащитник НД Валерий Щукин), разогнанного после ноябрьского референдума 1996-го. Это событие перечеркнуло историю становления независимого государства. Отныне все чиновники в нем стали «людьми государевыми», встроившись в «вертикаль» власти.

Александр Добровольский

Суд и судьи более не подчинялись Закону. Так произошло с судьёй Конституционного суда Михаилом Пастуховым. Назначенный на должность в 1994-м, он не пробыл на ней и трёх лет, когда после референдума верхушка «вертикали» попросила его уйти «по собственному желанию». Пастухов отказался. И ушел по приказу Лукашенко. За ним ушли другие честные судьи, и целая, пусть и ничтожно короткая, эпоха.

В новой истории судьи заняли позиции рабов. И это было закономерно, с учетом того, что в стране больше не существовало разделения властей и была разрушена иерархия нормативных актов.

«О, дивный новый мир»

Возвращаясь к теме концепции судебной реформы, стоит отметить, что предложенные спикерами пункты подразумевают трансформацию всей системы, а не отдельных законов.

Что необходимо изменить:

— Восстановить разделение властей;
— Восстановить иерархию нормативных актов;
— Провести судебную реформу.

По мнению Михаила Пастухова такая концепция сможет быть принята только когда в Беларуси состоятся демократичные выборы и новый парламент, избранный народом, а не назначенный «вертикалью», утвердит соответствующий закон.

Михаил Пастухов

***

Кто-то из участников дискуссии отметил, что погружение в её тему дало ему полный «эффект присутствия». Как будто обсуждалась не концепция, которую возможно будет реализовать в неопределенном светлом будущем, а свершившийся факт. Давайте и мы представим, что судебная система Беларуси действительно прямо сейчас находится в стадии реформирования. Что должно происходить и как это повлияет на нашу с вами жизнь?

Судебная власть очищается. Это значит, что каждый гражданин может обратиться в прокуратуру с заявлением о неправомерных решениях, которые выносились в его отношении определенным судьей. По каждому факту будет проведена проверка.

Большие вопросы, в таком случае, будут, к примеру, к судье, решившему, что Валерий Щукин оскорбил директора школы после того, как другой судья, в рамках другого дела постановил, что не оскорблял.

Счёт таким случаям будет идти на тысячи.

Появляется суд присяжных заседателей. Если обвиняемый не признает свою вину, он будет иметь право на суд своих сограждан.

Больше нет «актов законодательства». Поясним, что именно этот термин уничтожил иерархию нормативных в нашей стране. До внесения поправок в Конституцию существовали «законодательные акты» (акты, имеющие силу Закона) и «подзаконные акты» (те, что были ниже по юридической силе). Это позволяло избежать (в первую очередь, судьям) большой путаницы. Ныне актом законодательства является любой документ: декрет президента, документ для служебного пользования, указ начальника ЖЭУ города N. Какой из этих актов «весомее» — вот в чем вопрос. В будущем этот вопрос будет снят, а чиновники, которые принесли горе в сотни беларуских семей по антиконституционному «декрету №18» — наказаны.

Конституционный суд рассматривает жалобы граждан. Мы помним недавнюю историю нашей активистки Ирины Кравец с её обращением в Конституционный суд через Администрацию президента (закон предусматривает именно такой регламент). Это обращение в итоге оказалось – в горисполкоме. Честные и независимые судьи Беларуси будущего будут работать с такими обращениями лично.

Президент подконтролен парламенту. Звучит фантастически, но именно так и выглядит разделение власти, избранной народом.

Законодательная власть подотчетна гражданам, а судебная – руководствуется только Законом.

Период, когда формировалась текущая система, взявшая за основу «все лучшее» от системы советской, в исторической перспективе ничтожно мал. У нас есть шанс провести работу над ошибками. Мы сами должны его себе дать.

Евгений Глаголев-Васькович,
[email protected]