О несправедливых приговорах и постановлениях, которые выносят беларуские суды, говорят многие. Но задумывались ли вы над тем, чем являются суды? Это юридические лица, или отдельные структуры? Каким образом они оформлены и на каких основаниях выносят решения? Этими вопросами задались бобруйские активисты после того, как сделали одно неожиданное открытие.
В открытом доступе можно найти много важной и полезной информации. Так, на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь есть раздел «Сведения о бизнес-партнере». Перейдя по ссылке «Сведения из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), не составляющих налоговую тайну», внося в графу «Наименование» названия интересующих организаций, либо их УНП (учётный номер плательщика), можно узнать, в частности, является ли организация действующей или она ликвидирована.
Идея «пробить» бобруйские суды пришла к активистам спонтанно, а её результаты стали откровением. Выяснилось, что все районные суды города Бобруйска – ликвидированы.
Суд Бобруйского района – в 2004 году.
Суд Первомайского района – в 2003 году.
Суд Ленинского района – в 2003 году.
Все эти организации были зарегистрированы по одному адресу: ул. Октябрьская, 128.
С 2011 года по данному адресу зарегистрирована (как юр.лицо) и действует Первичная профсоюзная организация суда Бобруйского района и г. Бобруйска Белорусского профессионального союза работников государственных и других учреждений.
То есть, суда нет, а есть профсоюз?
По этой ситуации гражданская активистка Инга Судиловская решила получить комментарий у председателя суда Бобруйского района и г. Бобруйска Сергея Петухова. Она обратилась к чиновнику с вопросами: в каком статусе существует бобруйский суд и в каких нормативных документах можно увидеть, как он оформлен юридически.
После долгих препираний, выяснений зачем гражданке нужна такая информация, если она не юрист, Сергей Олегович озвучил следующее:
Суд не является юридическим лицом. Это структурное подразделение Могилевского областного суда.
Примечательно, что в подразделе «Структура» раздела «О суде» на сайте Могилевского областного суда – такой информации не было (в настоящее время сайт недоступен, посмотреть его можно через вебархив: https://web.archive.org/web/20171006195141/http://www.mogoblsud.by:80/struct.htm).
Беседа с председателем ясности в вопрос не внесла. Узнавать интересующие детали он предложил у специалистов суда.
Специалистов своего дела вопрос о статусе суда несколько обескуражил. Они отметили, что на входе в помещение висит шильда, на которой написано «суд». Стало быть, суд – это суд, какие ещё могут быть вопросы? Но мы знаем много мест, где написано много того, чему верить не стоит. Шильда не может являться правоустанавливающим документом. А в открытом доступе нет ни одного ресурса, где было бы указано, что суд Бобруйского района и г.Бобруйска зарегистрирован как организация.
В ходе долгих поисков на свет таки явился документ: Указ Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 №245 «О реорганизации некоторых судов Могилевской области».
Становилось все интереснее и интереснее. Указ был создан в 2006-м году, а районные суды ликвидировали в период 2003-04 гг. На каком основании, в таком случае, в период после ликвидации и до появления Указа работали суды? В каком качестве они выносили решения по гражданским, административным, уголовным делам?
Более того, Указ президента – это основание. А что насчет его реализации – в каких нормативно-правовых документах закреплён статус судов?
И вновь, сплошные вопросы без ответов. Необходимо подчеркнуть, что в таком «подвешенном» правовом статусе оказались только суды первичной инстанции. Если брать «выше»: областные суды, Верховный, Конституционный — все они зарегистрированы в качестве юридических лиц.
После безрезультатной и еще более запутывающей ситуацию беседы с представителями суда, Инга Судиловская направила письменное обращение с теми же вопросами все тому же председателю Петухову.
В ответе на обращение чиновник был более осторожен в высказываниях. Так, он отметил, что суд Бобруйского района и г.Бобруйска УНП не имеет.
Однако, как мы помним, ранее Сергей Олегович уже «проговорился» о том, что суд Бобруйского района и г.Бобруйска является структурным подразделением Могилевского областного суда. В таком случае у суда первичной инстанции был бы тот же УНП, что и у структурообразующей организации. Нет УНП – значит, это не структурное подразделение…
Чем больше тайн, тем больше у меня оснований предполагать, что здесь дело «не чисто». Либо имеет место какой-то юридический конфуз. Если все проработано юридически правильно, все согласуется нормативно-правовыми актами, просто объясните их – и все, не будет никаких разбирательств. Мне не желают объяснять, на каком основании меня судят. Я хочу продолжить переписку, докопаться до истины. Каким образом у нас регистрируются суды первичной инстанции? Каким образом они оформляются и существуют, выносят решения? – говорит Инга Судиловская.
Народное расследование продолжается. Активисты составили новое обращение к председателю суда Бобруйского района и г.Бобруйска с просьбой указать, какой Закон определяет, что районный суд является государственным органом, а не государственной организацией. А также сослаться за конкретные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок образования районного суда. Её одно обращение направлено и в Могилевский областной суд.
Александрина Глаголева, «Наш Дом»
[email protected]
Тоже самое я пытаюсь добиться по суду Волковысского района. В своих ответах суды ссылаются на закон 2009 года о судоустройстве и статусе судей и ни цента больше.
Чехов А.П. в рассказе „Палата №6“ сравнил судью с мясником, на которого не действует кровь режущего им барана! Он там же утверждал, что для принятия судьей любого решения в угоду „родному“ человечку или для „отработки“ взятки, ему требуется лишь некоторый кусочек времени.
Судьи — обычные люди, вот поэтому за их работой должен быть контроль, например, общественный!