Много радостных эмоций и впечатлений оставила у «нашдомовцев» поездка в Швецию. Мы оправились в эту красивую скандинавскую страну, чтобы наблюдать за выборами. И, конечно, без сувениров на память об этой поездке вернуться не могли. Было ещё кое что, нематериально-бесценное, что мы бы хотели взять с собой и культивировать наших реалиях. Но получится ли найти для этого подходящую «почву» в Беларуси? Немного размышлений в продолжение нашего «шведского цикла».

1. Неограниченные возможности

Глядя на то, сколько людей перемещается по улицам Стокгольма в колясках, аналогии с Беларусью напрашивались сами собой. Вспомнилась история о соседях парня-колясочника по многоэтажке, которые не хотели, чтобы в их доме устанавливали подъемный механизм. Вспомнилось, сколько времени прошло с момента нашего первого обращения по поводу не соответствующих нормам техники безопасности пандусов возле детской поликлиники («правильный» пандус там появился лишь через год после начала переписки с ответственными структурами). В общем, мысли были не самые оптимистичные.

Конечно, всегда можно привести контраргумент: «Как они живут, и как мы…». Но разве этот приснопамятный «уровень жизни» начинается не в головах? Не с желания (и стремления) людей жить по-человечески? Автору не раз приходилось слышать от чиновников и госслужащих фразы, вроде: «Зачем тут пандус? Ступени и так не очень высокие. Ну, они же поднимаются как-то», или просто: «Таких (прим. – люди с ограниченными возможностями) тут не бывает». Вот так и живём, оправдывая отсутствие элементарных приспособлений, которые могут облегчить человеку жизнь, наличием «довольно низких ступеней».

А вот несколько бытовых примеров из Швеции. Больница в Стокгольме, на подъезде к ней тротуар отделен от проезжей части чисто символически (тротуар поднимается примерно на 3 см). К больнице приближается микроавтобус, останавливается у тротуара, задняя подвеска опускается, водитель достает откидной пандус и отправляется за пассажиром. Пассажир, пожилой мужчина в коляске, заезжает в автомобиль практически по прямой траектории, с максимальным комфортом. Как и любой другой человек, он заслуживает такого отношения к себе.

Для шведов это догма. Мы, надеюсь, однажды всё же придём к осознаю того, что абсолютно у каждого человека – ребенка, взрослого, старика, колясочника – есть достоинство, и каждый из нас однажды может оказаться на месте другого, и только в этот момент осознать, что эти чёртовы «довольно низкие ступеньки» действительно решают многое.

2. Женщины в политике

Поскольку мы отправились в Швецию, в первую очередь, в составе группы международных наблюдателей за выборами, с первого же дня внимание было приковано к предвыборной агитации. Сразу в глаза бросалось непривычное: как же там много женщин в политике!

Мэр Стокгольма Карин Ваннгорд

Впрочем, и в нашей «вертикали» их немало, и даже на вполне себе высоких должностях. Но вот вопрос: все эти женщины в беларуской политике транслируют свои собственные убеждения, добиваются справедливости, в которую они сами верят? Или транслируют то, что спускает к ним усатая верхушка «вертикали»? Вспоминаем пример Ермошиной с её легендарным «борщом» и ответ, кажется, очевиден.

Но стоит подумать о другом примере, независимого депутата Розы Стрельченко, пришедшую в политику с конкретной социальной программой, ставшую действительно народной избранницей, и все уже видится не настолько однозначным. Но и далеко не радужным. «Коллеги» не особо жалуют Стрельченко, ей несколько раз угрожали «психушкой». Трудно назвать это комфортной и безопасной жизнью независимой женщины-политика в Беларуси.

Картину «здесь вам не там» мы ежедневно наблюдали в Швеции. Каждый раз убеждаясь, что в этой стране женщины полностью самостоятельны в своих политических взглядах и решениях. Так, 26-летняя кандидат в депутаты от Либеральной партии Анна Хорн рассказала на встрече о гендерных аспектах политики партии. В частности, члены молодежного крыла присоединились к международному флешмобу против сексуального насилия #metoo, результатом чего стали изменения правил поведения внутри партии. Всё для того, чтобы все могли чувствовать себя комфортно.

Анна Хорн с однопартийцем

Комфорт, безопасность, искоренение гендерных стереотипов – тут у нас ещё непаханое поле, а мы на нём те ещё пахари. Прорвемся и добьемся – непременно!

3. Улыбайтесь, господа!

Когда самолет из аэропорта Арланда садится в Минске, у трапа пассажиров встречает суровый человек в зеленой форме. Трудно предположить, что так необходимо контролировать на этом этапе, когда весь багаж просвечен, все подозрительное ощупано. Но какое-то отношение недоверия к тебе таким образом возникает, не успеваешь ступить на родную землю.

И да, на контрасте начинаешь замечать, что наши люди слишком мало улыбаются. «С чего бы им?» — спросит оппонент. С того, что день начался, ветер в лицо дует, жизнь продолжается, отвечу.

«Нашдомовцы» задают тренд!

На самом деле, всеми этими добрыми, учтивыми, ободряющими, радостными, удивленными и так далее, и так далее улыбками из Швеции хочется упаковать все багажное отделение и начать их дарить ещё в аэропорту – всем подряд.

Александрина Глаголева,
[email protected]
Фото автора