Избирательный Кодекс Беларуси (статья 6) провозглашает равное избирательное право. В действительности равенства для наших граждан нет. В отличие от Швеции, где такое равенство существует. Там любой гражданин, достигший 18-ти лет, может не только голосовать, но и быть избранным в любой орган представительной власти.
А у нас?
В Палату представителей разрешается выдвижение кандидатом по достижении 21-го года (статья 57), в Совет Республики после 30-ти (статья 98), в президенты лишь после 35-ти (статья 57).
Точная цифра нигде не опубликована, но, полагаю, практически половина граждан, достигших совершеннолетия, права быть избранным лишены. То есть, наша молодежь не имеет влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства.
Белорусские юноши и девушки не имеют возможности на свои партии. Потому как в отличие от Швеции, где партии регистрируются в уведомительном порядке (поэтому у скандинавов их сотни), в нашем государстве молодежь создать партию не может: Минюст в регистрации отказывает.
По всякого рода «дурацким» основаниям.
Принципиальное отличие наших стран и по вопросу участия в выборах не граждан государства. На местных выборах в Беларуси могут голосовать постоянно проживающие граждане России (статья 58). В Швеции на местных выборах голосуют все (без исключения) граждане ЕС, Норвегии, Исландии. Остальные, если живут в стране более трех лет.
Логика скандинавов довольна убедительна. Руководство должны выбирать люди, живущие в этом районе (21 область, 290 муниципалитетов), вне зависимости от гражданства. Только так выбранные политики будут заботиться об интересах всех проживающих.
В Беларуси, большинство депутатов районного и областного звена стремится лишь угодить власть имущим. Иначе повторно депутатами «не изберут».
Проблемы жителей городов и весей «народных избранников» волнуют постольку—поскольку.
В отличие от Беларуси шведы, живущие за границей, в местных выборах не участвуют. Только в парламентских. Чтобы исключить ошибку или случайность в списке избирателей напротив их фамилии поставлен специальный квадратик.
* * *
О проблеме семейного насилия.
В Швеции она тоже существует. И задолженности по оплате коммунальных услуг также имеются. Но в отличие от Беларуси, мать с ребенком в этой стране на улицу не выселяют. На время до решения проблемы социальные службы предоставляют и оплачивают место в гостинице.
Видел и нищих, просящих милостыню. Но это не шведы. В подавляющем большинстве то граждане Болгарии и Румынии. Детей с протянутой рукой не увидишь в принципе. Тут же заберут до решения их судьбы. Если не находятся родственники детей отдают в приемные семьи.
Детских домов в нашем понимании в Швеции нет.
Явного расизма в Швеции не наблюдал. Однако по статистике партия, выступающая против засилья мигрантов, от выборов к выборам набирает все больше голосов избирателей.
Как к этой проблеме относятся в Беларуси, статистических данных не встречал.
Об отсутствии даже предпосылок к подтасовке итогов выборов наглядно свидетельствуют сроки хранения бюллетеней. В Швеции бюллетени хранятся вечно. В Беларуси лишь шесть месяцев (статья 1551).
То есть, через полгода найти фальсификаторов практически невозможно.
Нынешняя тоталитарная власть Беларуси, создав Избирательный Кодекс, тщательно позаботилась о сохранности своей шкуры.
Валерий ЩУКИН,
«Наш Дом».