Вряд ли кто-то удивится, узнав о том, что некоторые нормативные акты в Беларуси не только имеют парадоксальное содержание, но и нередко противоречат другим документам, регулирующим нашу жизнь. Не так давно стало известно, что жизнь, здоровье и безопасность школьников, фактически, оставлены «на усмотрение» руководителей учебных учреждений. А те, в свою очередь, могут хоть тарантулов на территории школ разводить, хоть занятия на ночное время планировать – что угодно, видимо. Виной тому – очередной законодательный казус.

Эта история длится уже много месяцев, о её развитии сайт «Нашего Дома» подробно рассказывал.

А началось все с того, что Ирина Кравец, мама ученика столичной школы №183, обратила внимание на некорректно составленное расписание её ребенка. По санитарным нормам Минздрава (СанПиН) сложные предметы (требующие повышенной концентрации) должны чередоваться с более легкими, чтобы учебная нагрузка на детей распределялась равномерно. Применимо к расписанию сына Ирины требования Минздрава, почему-то, не работали. Женщина не оставила этот факт без внимания.

Так началась судебная «эпопея», в ходе которой всплыло немало нарушений со стороны госорганов. Например, заявление Кравец о нарушениях директора школы №183 Людмилы Ануфриковой при составлении расписания в ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии Партизанского района г.Минска», поданное в порядке ПИКоАП, было рассмотрено в порядке Закона «Об обращениях граждан». В этой связи женщине пришлось трижды обращаться в суд с жалобами.

На одном из судебных заседаний мы останавливались подробнее, поскольку его итоги были, можно сказать, сенсационными. Выяснилось, что СанПиН, на который ссылалась мать школьника, — не работает! Точнее, он есть, действует, но обозначенные в нем требования носят рекомендательный характер.

ПОДРОБНОСТИ:
https://nash-dom.info/51601

Обязательные к исполнению санитарные нормы размещены совсем в другом документе – Декрете №7 «О развитии предпринимательства». И не важно, что согласно данному документу здоровье и безопасность учеников зависят исключительно от доброй воли директора. Ведь Декрет определяет, что санитарно-эпидемиологические требования подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования (т.е. руководителей учреждений, в т.ч. школ).

Суд решил, что никакой ошибки здесь нет.

Далее мы писали о том, что Ирина Кравец обратилась в Министерство образования с прямым вопросом: обязан ли директор школы выполнять требования СанПиН? Ответ был положительным, хоть и довольно витиеватым:

https://nash-dom.info/52735

В то же время, ответ Министерства здравоохранения на аналогичное обращение Ирины, внес куда больше ясности: санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям общего среднего образования (в т.ч. образовательному процессу) установлены в санитарных нормах и правилах «Требования для учреждений общего среднего образования» (СанПиН), и являются обязательными для исполнения  государственными органами (!).

На этом «эпопея» должна была бы завершиться решением суда по кассационной жалобе Кравец (на решение в «пользу» декрета «о предпринимательстве»), в котором восторжествовала бы логика из ответа Минздрава.

Но суд решил иначе…

 

— Суд установил, что в школах санитарных норм нет, хоть ночью уроки проводи. Декретом «О развитии предпринимательства» образовательный процесс никак не регламентируется. Конституционные права ребенка изничтожены, дети находятся в опасном для жизни положении, — отметила Ирина Кравец.

Кассационная жалоба осталась без удовлетворения. В «сухом остатке»: директора Ануфрикову привлекать не за что, она поступает «по усмотрению», составляя расписание в ущерб здоровью учеников.

Евгений Глаголев-Васькович,
[email protected]