Вторая неделя политического суда над профсоюзом РЭП (с 6 по 10 августа с.г.) подтвердила неспособность следователей Департамента финансовых расследований (ДФР КГК) и Следственного комитета (СК) представить доказательства преступного деяния (неуплата налогов), инкриминируемого этими структурами профсоюзу радиоэлектронной промышленности (РЭП).

«Государственные» обвинители изо дня в день попадали впросак.

Помощники прокуроров (В.Казей и И.Орловская), за две недели судебных заседаний (совместно вдвоем или меняясь по очереди) так и не смогли представить какого-либо доказательства открытия обвиняемыми валютного счета за границей и снятия денежных средств.

Геннадию Федыничу и Игорю Комлику инкриминируют совершение преступления по части 2 статьи 243 УК (уклонение от уплаты налогов).


Уклонение от уплаты налогов, путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается:

—ограничением свободы на срок до пяти лет;

—или лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации;

—и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты налогов на сумму в две тысячи пятьсот и более раз превышающую размер базовой величины.


Геннадий Федынич и Игорь Комлик. Фото: БелаПАН

Инкриминируемая статья 243 УК не предусматривает ответственности за открытие счета без санкции Национального банка. Тем не менее, прокуроры практически каждое свое обращение к суду начинают со слов: обвиняемые открыли счет именно без разрешения.

Причем не могут членораздельно сказать суду — кто же открыл счет Федынич или Комлик? А доказательства снятия денег с этого мифического счета основываются только на показаниях «агентов спецслужб».

Под предлогом сохранения оперативной (т.е. незаконной) информации, обвинение всех «агентов» не называет.

Обвиняемые валютный счет за границей не открывали. Более того, открытие счета не является преступным нарушением.


В частности, часть 3 статьи 11.5. КоАП гласит: открытие счета в банке за пределами страны без предоставления в Национальный банк Республики Беларусь уведомления о его открытии влечет:

—наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

А статья 224 УК гласит: открытие банковских счетов за пределами страны и ведение по ним операций без разрешения Национального банка Беларуси, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.


Подчеркиваю, действия по открытию счетов, совершенные повторно. Но ни Геннадий Федынич, ни Игорь Комлик к административной и уголовной ответственности за открытие банковского счета за границей не привлекались.

Это обвинение, как и остальные, «притянуты за уши». Главное для белорусских следователей как можно больше «родить» томов уголовного дела. Наклепали одиннадцать распухших фолиантов. По триста и более страниц. Похоже, зарплата у следователей зависит от количества листов наспех состряпанного уголовного дела.

Прокуроры в зале судебного заседания в упор не слышат показания обвиняемых и свидетелей: деньги, перемещаемые внутри профсоюза, не являются доходом. Это принципиальный факт. Но даже такой факт инкриминируемого дохода, «государственное» обвинение доказать не может.

Тем не менее, пошла уже третья неделя позорного судилища над народным профсоюзом.

Представители «Нашего Дома» присутствуют на всех заседаниях суда Советского района Минска, рассматривающего абсурдные обвинения профсоюза РЭП.

Автор данного материала правозащитник Валерий Щукин на заседании по «делу профсоюза». Фото: ПЦ «Вясна»

Валерий ЩУКИН,
«Наш Дом».