История с задержанием правозащитника Натальи Горячко в Борисове российскими военными наделала много шума в прошлом году. Женщину обвинили в «мелком хулиганстве» и бросили в изолятор на «сутки». У неё были изъяты некоторые личные вещи. Это странное и нелепое «дело» получило продолжение. Последние новости – в блоге Натальи.
1 сентября 2017 года я несла примерно 25 килограмм продуктов питания и готовых блюд своему сыну, который находился на полигоне под Борисовом. Предварительно мы договорились со старшиной, командиром сына, что он встретит меня на КПП и заберёт продукты, которые ждал не только сын, но и его друзья, такие же беларуские мальчики — солдаты срочной службы.
Однако на окраине Борисова, в нескольких десятках метров от жилых массивов города, мне преградили путь военные иного государства, РФ, имеющие при себе огнестрельное оружие, без сопровождения военных Беларуской армии, либо милиционеров. Многие помнят этот вопиющий инцидент, нарушающий как законодательство Беларуси, международные договоры, так и права беларуских граждан.
Так вот, после суда, на котором мне отказали в объективном и полном рассмотрении с привлечением свидетелей с моей стороны, меня отпустили не сразу. Отвезли обратно в Борисовский ИВС.
Наталья Горячко на суде 04.09.18. Фото: svaboda.org
Через несколько часов после того, как я снова попала в камеру ИВС, дверь открылась, и дежурный отвёл меня в странную комнату, в которой всё ужасно фонило и создавало странную атмосферу.
За столом сидел, как я потом узнала, сотрудник милиции Сергей Якименко. Сказать, что он вёл себя грубо по отношению ко мне, не сказать ничего. Он обращался ко мне на «ты», угрожал каким-то «делом» на меня, хотел заставить подписать документы, которые принёс с собой. Я категорически отказалась что-либо подписывать и предупредила, что подам заявление в соответствующие органы на его поведение.
Также Якименко грозил, что отнимет у меня мою фотокамеру, модемы, флэшки и карты памяти, которые он вытащил из моего рюкзака, находящегося на хранении в ИВС. Без моего присутствия и разрешения. Всё это лежало у него на столе. В результате он все же «изъял» у меня флэшку на 32 гигабайта и микрокарту памяти на 16 гигабайт…
***
Позднее я написала заявление в РОВД города Борисова об этом инциденте и потребовала найти мои личные вещи, чтобы вернуть их мне.
И вдруг, мне позвонил милиционер из Борисова Вадим Богдан по телефону и сообщил, что мои флэшка и карта памяти найдены, я могу их забрать.
Ну что ж, заберу обязательно! Жаль только будет, если они окажутся пустыми, как и изъятые у многих активистов и правозащитников записывающие устройства. Итак, следующий пункт остановки – Борисов!
Заодно я узнаю, каким образом так получилось, что, согласно ответу, данному мне следственным комитетом Борисовского района, «в период с 2013 года по настоящее время в производстве Борисовского РОСК отсутствуют уголовные дела и материалы проверок», возбуждённые и рассматриваемые по моим заявлениям.
Я подавала заявление о привлечении к ответственности борисовских военных, превысивших свои должностные полномочия, незаконно задержавших меня в лесополосе около Борисова, пытавшихся обыскать меня на КПП-1, отнявших у меня фотокамеру и отправивших меня в отделение милиции. Там я также незаконно удерживалась длительное время. При этом мне говорили, что я не задержана, просто со мной хотят поговорить какие-то военные и милиционеры. Затем по истечении пяти часов с моего задержания в лесополосе, у меня силой отняли оба мобильных телефона. По одному из них со мной постоянно на связи был правозащитник Олег Волчек, по другому – моя дочь Юлия. Спустя ещё часа полтора был произведён обыск в унизительной форме с полным раздеванием.
И всё это, видимо, для того, чтобы отнять у меня карту памяти из фотокамеры, на которой я зафиксировала незаконное нахождение военных иностранного государства вне зоны дислокации! Когда обыск нужных им результатов не дал, меня отправили в ИВС города Борисова и обыскивали там каждый день. Карту памяти мне удалось сохранить. И видеодоказательства того, что военные РФ совершили на территории Республики Беларусь, сейчас в интернете в свободном доступе. Так какой смысл был в данных противоправных деяниях военных и милиции Беларуси?
Прокуратура передала материалы на проверку в следственный комитет города Борисова. Чтобы мне удобнее было изложить ход событий, пояснения я давала в следственном комитете Минской области. То есть, так мне пояснила следователь, когда позвонила мне по телефону. А само дело, как она мне сказала, ведётся в Борисове.
Мне кажется, или кто-то из наших «слуг народа» говорит неправду?
Наталья Горячко,
правозащитник