Санки в обмен на курицу. Многодетная мама из Витебска вынуждена просить помощи у чужих людей. «Меняю санки на тушку курицы», — такое объявление некоторое время назад появилось на одном из витебских форумов.
Наверняка, многие, прочитав его, удивились: разве кому нужны санки в мае? А ведь это было не просто объявление, а скорее крик души мамы, у которой за несколько дней до начисления пособия не осталось средств на то, чтобы купить еду своим четверым детям.
Жизнь Екатерины, которая подала это объявление, легкой не назовешь. Конечно, многие сейчас могут начать осуждать женщину и говорить, что она сама виновата в том, что ее судьба сложилась так, а не иначе. Но получилось так, как получилось. И теперь нужно решать, как выбраться из этой ситуации, а не говорить, если бы да кабы.
Екатерина родом из Могилева. Родных у нее нет, близких друзей тоже, ведь всю свою жизнь она посвятила детям. Старшая девочка в этом году заканчивает второй класс, сын идет в школу, вторая дочка летом собирается в детский садик, а самой младшей неполных полтора года.
С мужьями женщине откровенно не повезло. От первого с двумя детьми на руках ушла, полюбив другого мужчину. Катя с ностальгией вспоминает, как он красиво ухаживал, проявлял заботу и внимание. Женщина говорит, что только рядом с ним почувствовала себя любимой и желанной. Во втором браке родила еще двоих малышей и поняла, что любимый оказался не тем человеком, каким казался вначале: потерял стабильную работу, стал перебиваться заработками, мог поскандалить, уйти из дома, сославшись на то, что он хочет тишины и посмотреть фильм по телевизору, а не мультики.
Екатерина была вынуждена рассчитывать только на свои силы. Пока муж зимой сидел дома с детьми, работала дворником. Благодаря этому смогла купить двухъярусную кровать для детей и стиральную машину-автомат.
Так как у мужа стабильного заработка нет, семья в основном выживает на детское пособие. Да, оно немаленькое: порядка 650 рублей, плюс 65 рублей алиментов, но ситуация ухудшается тем, что они вынуждены снимать квартиру. За жилье в месяц нужно платить 150 долларов. Немало тянет и коммуналка, ведь в квартире никто не прописан. Сколько остается на жизнь — считайте сами.
Найти вариант дешевле — не так уж и просто. Далеко не каждый хозяин согласится сдать жилье семье с четырьмя детьми. Да и в другой район переехать сложно: старшая дочка ходит в школу рядом, туда же осенью пойдет и сын. Еще одну дочку берут в садик неподалеку. Тут семья по договору живет уже три года, и если уж переезжать, то в свой уголок.
Катя с детьми прописана у свекрови в частном доме в Витебском районе, однако жить там нет никакой возможности: в домике всего одна комната, в которой ютится престарелая свекровь и ее старший сын.
Катя с детьми стоит на очереди на строительство жилья в Витебском районе как многодетная мама. За это время, по словам женщины, очередь не продвинулась ни на йоту. Екатерина не раз обращалась в органы, но всегда ей приходили отписки. Ходила она и на прием в горисполком, но там ей сказали: «Чего вы к нам пришли, вы же не у нас стоите. Обращайтесь в сельский или в витебский районный исполком»:
«Говорили, что в Лужесно построили дом для многодетных семей, однако никому извещения не пришло. Когда я звонила, мне ответили, с чего вы взяли, что этот дом для многодетных? Пока нам сказать вам нечего. Дали только встать на очередь на социальное жилье, мол, там быстрее. Я собрала документы, там я по счету вторая, но очередь тоже не движется. Предложили бы мне хоть какой вариант. Я пошла бы и в частный дом, без канализации и с печным отоплением. Этого я не боюсь, хоть бы не нужно было столько платить. Но разве у нас чего-либо можно добиться?».
Питание на детей Екатерина тоже не получает. Ей сказали, что нужно, чтобы муж хотя бы полгода отработал официально или стоял на бирже труда как безработный, иначе питание не положено.
Есть у деток и проблемы со здоровьем: у самой младшей девочки аллергия на коровье молоко, у девочки постарше на фоне высокой температуры бывают судороги. Еще одна первоочередная задача Кати: собрать сына в школу, а дочку в садик.
«Никогда не думала, что окажусь в такой ситуации, что буду вынуждена просить у чужих людей. Я привыкла рассчитывать только на себя. Но пока, к сожалению, у меня нет выбора. Для меня главное — дети. Я очень благодарна тем витебским мамам, которые приезжали, безвозмездно привозили мне вещи, продукты. Спасибо им большое».
Катя рассказывает свою историю и украдкой вытирает слезы. Увидев, что мама заплакала, плакать начинает и младшая дочка. Несмотря на то, что в доме четверо детей, в квартире чистота. Старшая девочка — главная мамина помощница, может и в магазин сходить, и в уборке помочь, и за детьми присмотреть.
Наверняка, история Кати далеко не единична. Белорусские женщины нередко сталкиваются с такими ситуациями, когда забота о детях фактически ложится только на их хрупкие плечи. И хорошо, если рядом есть родственники и друзья, которые могут помочь. А если никого нет? Тогда и начинаешь верить в человеческую доброту и бескорыстие.
«Я уже думаю брать детей и ехать в администрацию к Президенту. Сесть там и сказать, что не уйду, пока вопрос с жильем не решится. Но боюсь, что с детьми я там долго не просижу: органы опеки их у меня отберут».
Редакция «Витебского курьера» просит воздержаться от негативных комментариев по поводу этой ситуации, ведь на месте Кати может оказаться абсолютно любой человек.
А если у кого-то остались детские вещи или обувь, игрушки, прогулочная коляска, самокат, велосипед и кто-то хочет предложить свою помощь, указываем список необходимых вещей и размеры детей.
Младшая девочка: рост 92, 20–21 размер обуви.
Девочка постарше: рост 110–116, 23–24 размер обуви.
Мальчик: рост 124, 30–31 размер обуви.
Старшая девочка: рост 146, размер обуви 33–34.
Не лишними будут подгузники, детская смесь, а для прогулок на свежем воздухе семья очень нуждается в прогулочной коляске или в велосипеде с ручкой для родителей. Пока Катя вынуждена носить младшую дочь на руках.
Саша Май, «Витебский курьер»