Руководством страны всегда подчеркивается, что дети – самое главное наше богатство. И что какие бы катаклизмы не случались, государство всегда найдет силы и средства обеспечить счастливое детство нашим маленьким гражданам.

Однако практика, как обычно, расходится с теорией. Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, регулярно отчитывается в успехах на ниве решения детских проблем.  Создано много структур, и государственных и даже общественных, призванных обеспечить повсеместное соблюдение прав и интересов любого ребенка, сказано много красивых и обнадеживающих слов.  И при этом именно дети до сих пор остаются самыми бесправными гражданами нашей страны. Якобы в их же интересах. Ранее озвученные в СМИ, в том числе и на сайте «Наш Дом» истории – яркие тому доказательства.

Солнечным днём 31-го августа текущего года три активистки кампании «НЕдетское дело» обратились в sm_full-aspxНациональную комиссию по правам ребенка. Именно эта структура позиционируется, как аналог детского омбудсмена в Беларуси.  Прием вела заместитель министра юстиции Алла Бодак.

Было подано несколько обращений, в том числе одно коллективное обращение относительно правовых коллизий в сфере семейного устройства детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения и дальнейшего сопровождения таких семей (от гр. Садовской О. П., Гречулиной С. Л., Кашиной Е. Е., Янушкевич Н. Ю.); второе — о нарушениях прав и интересов конкретного ребенка Н.; третье — содержало в себе жалобу на действия сотрудников системы образования касательно обеспечения организации учебного процесса, а также – на действия непосредственно сотрудников Министерства образования Республики Беларусь.

Часть вопросов, поставленных перед Национальной комиссией по правам ребенка,  были озвучены устно лично Алле Бодак и ее помощнице, тщательно все конспектировавшей. Представительница госаппарата проявляла внешнюю заинтересованность в решении озвученных проблем, вроде бы пыталась вникнуть в их суть, задавая уточняющие вопросы. Одним словом, оставила благоприятное впечатление и вселила надежду, что наконец-то грамотный чиновник проникся и поспособствует позитивным подвижкам. Обольстились…

Ровно через две недели пришли ответы на все три обращения:

default-otvet

Их суть: все Ваши вопросы и предложения переданы для рассмотрения в Министерство образования. В том числе и жалоба на действия сотрудников этого самого министерства!

Для такого содержательного ответа потребовалось две недели усиленных размышлений?

Судя по содержанию ответов, предоставленных из Министерства юстиции, обращения изучены не были, а возможно их просто перенаправили в Министерство образования.

Эту догадку подтверждает и тот факт, что и на коллективное обращение, и на частную жалобу относительно конкретных действий конкретных лиц (в том числе сотрудников минобра) — даны идентичные ответы.

Непонятно то, почему для дачи ответа о перенаправлении обращений в иной орган Национальной комиссии по правам ребенка понадобилось две недели, и почему жалоба на действия Министерства образования Республики Беларусь перенаправлена ему же для рассмотрения.

Стоит прояснить, что Комиссия не является автономным органом, а представляет собой часть государственного аппарата.  В её составе абсолютное большинство составляют работники высших органов власти. Полномочия Комиссии регламентированы Положением о Национальной комиссии по правам ребенка, утвержденной Указом Президента  Республики Беларусь 16.11.2006 № 675. Согласно этому документу, Комиссия рассматривает обращения несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан, общественных объединений по вопросам защиты прав и законных интересов детей и информирует государственные органы о недостатках в работе этих органов по вопросам реализации прав и законных интересов детей, принимает предусмотренные законодательством меры по устранению имеющихся недостатков.

Но на деле оказалось, что Комиссия, созданная для осуществления и совершенствования государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей, выполняет лишь функцию посредника в перенаправлении жалоб и обращений.

«НАШ ДОМ»