Право избирать имеют граждане Беларуси, достигшие 18 лет. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан является недопустимым и наказывается согласно закону (ст. 64 Основного Закона государства). А Уголовный закон (ст. 191) гласит: за воспрепятствование осуществлению гражданином Республики Беларусь права свободно избирать, вести предвыборную агитацию виновные наказываются лишением свободы до трех лет.
Данное деяние совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий наказывается лишением свободы до пяти лет.
Старшего инспектора Уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) Молодечненского района майора милиции Гришана не волнует столь строгое, возможное для него, наказание. 25 августа с.г., в разгар предвыборной кампании по выборам депутатов парламента, он подписывает постановление об установлении Олесе Садовской ограничений на участие во встречах с кандидатами в депутаты, ведение предвыборной агитации, избранию депутата в день голосования — воскресенье, 11 сентября 2016 года.
Из текста постановления сотрудника УИИ:
-установить время для посещения организаций здравоохранения, учреждений связи, торговли, бытового обслуживания и других организаций только в будние дни с 10.00 до 12.00.
-определить время нахождения по будням в общем коридоре (от комнаты до входных дверей подъезда) с 06.00 до 10.00 и с 12.00 до 19.00.
-обязать постоянно находиться в своей комнате (не выходя в коридор) в выходные и праздничные дни.
Олеся Петровна вместе с дочерью проживает в 17-метровке общежития. Кухня, ванная, туалет в конце коридора.
Майор Гришан своим постановлением запретил Садовской после 19.00 ходить в туалет (потребовав терпеть до утра), а в субботу и воскресенье данный милицейский чин, похоже, предлагает женщине отправлять естественные потребности в ночной горшок возле кровати.
Можно ли закрывать сей горшок крышкой, майор не регламентирует.
Старший инспектор УИИ не предполагает, что маме с дочкой и в субботу, и в воскресенье кушать хочется. Оно, конечно, можно наварить на три дня, но пищу есть придется холодной. Отправлять разогревать к газовой плите девятилетнюю девочку за два десятка метров (может и три – не замерял) боязно.
* * *
Уж не знаю осознанно или в силу своей недальновидности и юридической неграмотности, но майор упомянутым постановлением фактически запретил избирательнице Садовской ходить на встречи с кандидатами в депутаты парламента. А самое вопиющее антиконституционное деяние — запрет пойти 11 сентября проголосовать. Ведь избирательный участок не является организацией и, следовательно, не подходит под пункт 2 постановления Гришана. Зато подпадает под пункт 4.
Пришлось мне, как правозащитнику, вмешаться.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция уже три дня была на замке, отправился в РОВД, где в Книге замечаний и предложений проинформировал начальника отдела внутренних дел о противоправных деяниях майора Гришана.
Руководитель Молодечненской милиции отреагировал оперативно. Буквально через час открыли запертые входные двери УИИ и по телефону попросили Садовскую явиться, чтобы написать заявление о разрешении пойти на избирательный участок.
Олеся Петровна требуемое заявление написала и проголосовала. Но ведь ни Конституция Беларуси, ни Избирательный кодекс, ни постановления ЦИК не предусматривают подобной дикости (просить разрешения пойти на избирательный участок).
Валерий ЩУКИН,
наблюдатель окружной избирательной комиссии №72,
г.Молодечно.