10 декабря, в Международный день защиты прав человека, комиссия по делам несовершеннолетних Партизанского райисполкома Минска рассмотрит административное дело в отношении жительницы Минска Ирины Кравец.

kravec

Женщину обвиняют в «недостаточном родительском внимании, выразившемся в ненадлежащем воспитании»:  из-за чего и случился инцидент: ее сын Марк, показывая мальчику «приемы каратэ», уронил его. За «преступление», произошедшее 16 сентября 2015 года на территории бдительного учреждения образования СШ № 72 под пристальным наблюдением сотрудников школы, пытаются наказать не только мальчика, но и его мать, которую сейчас таскают на КДН.

Однако корни этой злополучной истории лежат в событиях годовой давности. Впрочем, обо всем по порядку.

«Марка били по рукам, забрасывали камнями»

Предысторию нынешних событий изложила Ирина Кравец.

-В школе с первого класса сложилась группа из 3-4 детей, которые постоянно его били. А учительница скрывала этот факт и водила Марка за руку, чтобы его не обижали. В итоге произошло несколько серьезных конфликтов: его били по рукам (а Марк серьезно занимается музыкой – играет на скрипке), забрасывали камнями. Я пыталась решить проблему с учительницей, которая все просила не доводить дело до директора школы.

Поменялась директор, я изложила ей ситуацию, и попросила о помощи, однако реакции не последовало.

Начинается прошлый учебный год – драки продолжаются. И в один прекрасный день приходит Марк домой с огромной шишкой на лбу – били телефоном в голову. Я позвонила директору, затем переговорила с учительницей: сын получил в школе травмы, никто ничего мне не сообщил. Учительница резко ответила, дескать, нечего делать из мухи слона.

В отчаянии я обратилась в РОВД Партизанского района  и попросила инспектора ИДН поговорить с ребятами, провести профилактическую беседу, никого не наказывая.

Через два дня в школу приходит другой инспектор, наорал на детей, всех запугал, в том числе и на Марка. После этого администрация школы обвинила меня в испорченной репутации и показателях, пригрозили тем, что теперь всех поставят на учет в милицию, позже, вероятно, передумали и решили поставить на учет только одного Марка, несмотря на то, что до моего обращения к инспектору к Марку не было ни претензий, ни замечаний.

Спустя две недели появилось встречное заявление от родителей мальчиков, участвовавших в конфликте, о том, что драку 16 октября 2014 года спровоцировал Марк, но ошиблись числом: написали не 16-е, а 17-е. Многие родители оказались настроены против меня и моего сына.

Закрутилась бюрократическая машина: в отношении меня составили протокол об административном правонарушении, не ознакомили меня с ним и начали административный процесс, при этом мое заявление от 16 сентября 2014 года в деле даже не фигурировало. Защищая своего сына, я вынуждена была обратиться в министерство образования с просьбой создать комиссию для проверки и урегулирования сложившейся ситуации. Также обжаловала действия участкового инспектора. Именно тогда инспектор ИДН Юсько Д.И. обиделся на меня.

Обстановка в школе вокруг моего сына накалилась до предела. Мне пришлось оставить работу, чтоб ежедневно сопровождать сына в школу и находиться там с ним, в течение всего времени, пока проводились проверки.

В конце концов мне удалось добиться того, чтобы соединили административное дело с моим заявлением с просьбой о профилактической беседе, которое было первым, в результате чего выяснилась недостоверность даты указанной родителями ребят и администрацией школы, а заодно оказался пропущен срок рассмотрения административного дела.

Но я осталась на крючке. Марк находится под пристальным вниманием школы; перевестись в другую школу мы не можем – весь отдел образования в курсе сложившейся ситуации, кроме того, в соседнюю школу перешли ребята, с которыми был конфликт, — рассказала Ирина Кравец.

Так и жили Марк с матерью под постоянным наблюдением и напряжением до начала нового учебного года.

Неудачный прием

Новую жизнь история получила 13 октября 2015 года, когда инспектор ИДН Д.Юсько составил в отношении Ирины Кравец административный протокол по ст.9.4 КоАП  и вынес постановление о возбуждении административного процесса. В тот же день инспектор составил протокол на сына М.Кравец по ст. 9.1 КоАП РБ.

Проще говоря, 16 сентября Марк Кравец находился на занятиях в театральном кружке  «Мельпомена» в ГУО СШ№72 Минска. Мать привезла сына на первое занятие и передала в 14 часов из рук в руки педагогу В.И. Давыдчик, которая сказала забрать Марка в 16 часов. Приехав в школу в 15.55, женщина обнаружила сына, который безнадзорно бродил по территории школы. Марк сообщил матери, что его и еще одного мальчика отпустили раньше, а с остальными детьми проводятся занятия. По дороге домой Марк рассказал, что познакомился с мальчиком и по договоренности пытался показать, или научить, его «приемам». Во время второго «приема», при осуществлении «броска через бедро» (поскольку мальчик оказался неожиданно легким), не рассчитал свои силы и уронил мальчика. Сказал, что с мальчиком все в порядке, только тот обиделся и ушел. Со стороны администрации школы ни замечаний, ни претензий не было.

Однако уже вечером начались непонятные события: с неизвестного номера пришла смс, чтобы Ирина Кравец связалась с директором СШ№72.

Утром 17 сентября директор СШ№72 Толмачева Елена Станиславовна в  телефонном разговоре сообщила женщине, что накануне ее сын  на территории школы «избил» ребенка. Позже ей стало известно, что мама Яна обратилась с заявлением в милицию.

Ирина Кравец сразу же перезвонила матери Яна – Галине и   предложила оплатить лечение ребенка, компенсировать моральный вред. От компенсаций и дальнейшего участия Ирины Кравец в судьбе ее ребенка отказалась, позже вообще перестала отвечать на звонки.

Галина указала, что неизвестное лицо избило ее сына Яна, который заявил, что Марк умышленно из хулиганских побуждений нанес ему телесные повреждения. Как позже выяснилось, женщина подавала заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Марка, в чем было отказано. Даже на видеозаписи отчетливо видно, что насильственных действий мальчик не совершал.

Здесь на арену возвращается известный уже инспектор ИДН Д.Юсько, которого женщина «обидела» год назад.

«Мальчик добровольно пришел на территорию школы, во время участия в приемах проявлял интерес, и  в начале второго приема Ян явно демонстрирует заинтересованность, при этом расставил локти и рассматривает, что именно делает Марк. И  это факт подтверждает пояснение моего сына о том, что он хотел научить мальчика, который не знал приемов, но хотел их знать. Далее на видеосъемке видно, что происходит бросок (Марк утверждает, что хотел показать половину приема и не ожидал, что Ян окажется легким), и когда понял, что Ян упадет,  было уже поздно и он не смог предотвратить падение. Марк был напуган случившимся.  Но тем не менее, после происшествия Марк не бросил Яна и не убежал за школу, как изложено в заявлении Галины. и показаниях Яна, а помог мальчику подняться, как смог осмотрел, отряхнул и стал просить прощения за происшедшую случайность (данные события подтверждаются видеосъемкой). Очевидно, что состав правонарушения по ст. 9.1 КоАП, отсутствует т.к.  никакого злого  умысла, мой сын не имел», — указывает Ирина Кравец в жалобе на действия старшего участкового инспектора ИДН УВД  администрации Партизанского района Д.Юсько, отправленной на имя начальника Партизанского РУВД Минска.

Руководитель кружка В.И.Давыдчик оставила ребенка без надзора на длительный период времени. Выпроводила с занятий, зная, что ребенок пришел на первое занятие, впервые находится в этой школе на неизвестной ему территории. Школа оснащена видеокамерами, но ни вахтер, обязанный неотступно наблюдать за происходящим на территории школы, ни педагоги не обратили никакого внимания на одинокого мальчика.

Инспектор ИДН не опросил ни руководителя кружка, ни директора ГУО СШ№72 ни ответственного за видеонаблюдение. И даже урезанная версия видеозаписи не приобщена к материалам дела.

Ирина считает, что инспектор Д.И. Юсько «провел проверку по материалу  с нарушениями, а именно: не выявил причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. Не в полном объеме выяснялись обстоятельства, подлежащие доказыванию в силу требований частей первой и второй ст.6.2 ПИКоАП ».

Женщина отмечает, что «при составлении протоколов об административном правонарушении по ст.9.4 КоАП органы внутренних дел обязаны установить факт недостаточного родительского внимания, выразившегося в ненадлежащем воспитании, результатом которого стало совершение ребенком противоправного деяния. Должны были быть изучены условия жизни и воспитания ребенка и установлена причинно-следственная связь между невыполнением наших обязанностей по воспитанию Марка описанными в деле событиями. Но никаких доказательств, что при воспитании нашего ребенка мы не оказываем ему надлежащего внимания, в материалах дела нет и быть не может, так как наш ребенок воспитывается в хороших условиях и окружен родительской заботой. Кроме театрального кружка, мой сын Марк посещает бассейн, занимается в музыкальной школе по классу скрипки, по классу фортепиано, по классу вокала и по классу композиция. Является лауреатом 2-степени конкурса юных композиторов «Новые звуки мира». В школе учится на достаточном уровне».

В данном административном процессе не соблюдаются ни сроки, ни правила.

Ирина Кравец просила начальника Партизанского РУВД Минска провести дополнительную проверку по делу, а также провести служебное расследование в отношении старшего инспектора ИДН Д.Юсько на предмет профпригодности.

Однако заместитель начальника РОВД Партизанского района А.Ольшевский ответил, что жалоба оставлена без внимания.

Уже 2 ноября Ирина Кравец побывала на приеме у начальника милиции А.М. Ридецкого, которому устно изложила суть дела; начальник милиции принял жалобу к рассмотрению, взяв ее под личный контроль.

Однако 10 ноября пришел ответ на жалобу, согласно которому «действия инспектора Юсько Д.И. признаны законными, обоснованными и правомерными».

КДН: информацию об Ирине Кравец собирают втайне от женщины и скрывают материалы дела

12 ноября комиссия по делам несовершеннолетних провела заседание по делу в отношении Ирины Кравец и ее сына. «О дне заседания комиссии я не была уведомлена надлежащим образом. На заседании комиссии было принято решение, не выяснив причин моего отсутствия, о принудительном приводе меня на следующее заседание комиссии. Об этом я узнала из телефонного разговора с зампредседателя комиссии. Также я узнала о том, что в день заседания комиссии звонили руководителю моего предприятия, наводили справки обо мне по телефону и планировали сделать официальный запрос только в случае наличия отрицательных отзывов. Считаю, что такие действия противоречат законодательству и нарушают мои права. На данном заседании комиссии были опрошены «все свидетели», — отмечает Ирина Кравец.

16 ноября Ирину Кравец отказались ознакомить с протоколом заседания и пояснениями свидетелей, которых сама Ирина просила пригласить,( чтобы задать им свои вопросы), сославшись на то,   что «это не в интересах дела…».

«При ознакомлении с материалами дела я обратила внимание на то факт, что в деле отсутствуют документы, которые я просила приобщить к материалам дела и лично направила их в комиссию, а именно: ходатайство о приобщении к материалам дела копий (и самих копий) жалоб, заявлений, копии диплома , характеристика моего сына Кравец Марка из СШ №183 заверенная печатью и подписями директора школы и классного руководителя выданная мне на руки (при этом в деле находится и подшита «характеристика» без печати и подписей, не имеющая юридической силы и попавшая в дело непонятно каким образом(!)). Перечисленные документы доставались из разных полок рабочего стола. Они не были пронумерованы и подшиты к материалам дела. А также в деле отсутствуют документы, которые направлены начальником милиции Ридецким А.М. Женщина настаивает на проведении дополнительной проверки по делу, отменить протокол об административном правонарушении по ст. 9.4. КоАП в отношении ее в связи с необоснованностью, опросить директора ГУО СШ№72. на предмет происшествия на территории школы 16 сентября и бездействия администрации школы. Провести законную проверку на предмет оставления в опасности несовершеннолетних детей. Приобщить к материалам дела расширенную версию видеозаписи с камер наблюдения от 16 сентября с 13.00 до 16.30, и предоставить ей возможность ознакомиться с видеозаписью, которую инспектор ИДН Д.Юсько до сих пор скрывает от женщины.

Что дальше?

Ирина Кравец уверена, что история будет иметь последствия – и для нее, и для сына.

По сложившейся традиции, система ломает судьбы людей, которые осмелились активно защищать свои права. А может, не стоит мстить, а исправить ситуацию сообща? Ведь миссия государства не в наказании, а защите своих граждан?

«Наш Дом»