Как уже стало печальной традицией, важнейшие политические и экономические решения белорусская власть принимает без проведения честной открытой дискуссии с обществом.

В числе тем, имеющих важное значение — продажа крупнейших предприятий.

Впрочем, в закрытой экспертной среде «бесконечная мыльная опера» с вождением за нос инвесторов уже давно порядком надоела.

Тем менее, российская пресса обратила внимание на новые заявления Владимира Семашко. Российская «Независимая газета» пишет:

«Правительство Белоруссии утверждает, что к концу года на предприятия «Гродно Азот» и «Интеграл» придут российские инвесторы, а белорусский МАЗ и российский КамАЗ все-таки объединятся в холдинг. Эксперты не до конца разделяют этот оптимизм, но полагают, что инстинкт самосохранения подтолкнет власти к действенным экономическим шагам.

Заявления по поднадоевшей теме – о приватизации с участием российского капитала – сделал первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко. На встрече с журналистами он сообщил, что проекты создания совместных белорусско-российских предприятий с участием «Гродно Азота», «Интеграла» и даже МАЗа активно обсуждаются, несмотря на то что по ним в последнее время не слышно громких заявлений ни с одной стороны, ни с другой. Эксперты уже решили, что Россия временно в связи с собственными экономическими проблемами отказалась от намерения участвовать в белорусской приватизации.

«Наиболее близки мы по «Гродно Азоту», – сообщил Владимир Семашко. Он пояснил, что обсуждение условий объединения идет постоянно. Более того, готовится соответствующее межправительственное соглашение. По словам вице-премьера, на 15–16 ноября назначена встреча, на которой «будет рассмотрен вопрос о реализации данного проекта». Правда, местные наблюдатели обратили внимание на неконкретность высказываний Владимира Семашко, что породило сомнения в его словах. Так, говоря о том, что переговоры и встречи по вопросу объединения идут, он пояснил, что в ходе их стороны «обозначили ряд проблемных вопросов». Потом сторонам «удалось минимизировать некоторые существовавшие разногласия». И, наконец, поставить точку на данном этапе помешало то, что «есть некоторые вопросы, решать которые – прерогатива правительства РФ».

Местные эксперты, держа в уме условия, которыми обставила Белоруссия продажу «Гродно Азота», предположили, что проблема возникла именно из-за них. Напомним, что летом это предприятие выставили на конкурсную продажу. Правительство Белоруссии готово было продать 50% плюс одна акция в обмен на обязательства инвестора построить до конца 2019 года еще один завод, в течение пяти лет гарантировать работникам «социальные и материальные условия», а местным аграриям – регулярные поставки азотных удобрений «в согласованных объемах». Покупатель должен был выкупить акции допэмиссии на сумму 440 млн долл. и направить эти средства на модернизацию предприятия. Новый собственник также должен был взять обязательство по загрузке действующего производства и того, которое построится, сроком на 10 лет. Без выполнения этих условий инвестор не получал право распоряжаться акциями. Накануне объявления конкурса чиновники говорили о том, что интерес проявляют компании «Роснефть», «Газпром» и «ЕвроХим», а также некая катарская компания. Тем не менее заявки не поступили.

Зная белорусскую практику, эксперты говорят о том, что и сегодня причинами торможения проекта являются условия, выставляемые Минском, от которых он не намерен отступать. Сегодня, несмотря на экономические проблемы (падение объемов продаж, снижение экспорта и валютных поступлений, девальвация национальной валюты), президент Белоруссии Александр Лукашенко политически чувствует себя очень уверенно. Как уже писала «НГ», его рейтинг на фоне украинских событий уверенно растет, за ним закрепился имидж миротворца и проводника самостоятельной политики. Диалог с белорусскими властями, пусть пока и неуверенный, начинают ЕС и США, о новой программе поговаривает МВФ. В такой ситуации Минск может позволить себе настаивать на требованиях в переговорах с Россией, для которой сегодня приоритетна геополитическая поддержка.

По словам Семашко, близки к завершению и переговоры по приватизации «Интеграла», на который претендует российская «Росэлектроника». В связи с тем, что вышеупомянутое белорусское предприятие дышит на ладан, шансов на реализацию этого проекта гораздо больше, говорят местные эксперты. Российский инвестор уже подписал Меморандум о взаимопонимании. Документ обещает новому собственнику контрольный пакет, а тот взамен гарантирует организацию производства микроэлектроники. Правда, рыночная стоимость этого пакета пока так и не названа. Британская аудиторско-консалтинговая компания Ernst& Young, привлеченная сторонами для оценки, работу не закончила.

Продвижение Семашко обещал даже по «долгоиграющему» проекту объединения МАЗа и КамАЗа в холдинг. «К концу года мы выйдем на подписание соглашения о реальном создании холдинга, – заявил он. – Речь идет о создании холдинга «Росбелавто» со штаб-квартирой в Москве». По его словам, объединение будет выглядеть следующим образом: МАЗ и КамАЗ передадут в управление холдинга одинаковые активы в денежном выражении. В частности, «КамАЗ переведет 49% своих акций, а с белорусской стороны в холдинг будут включены еще Минский моторный завод, Агрегатный завод и, возможно, даже «Белшина».

Недоверие экспертов к озвученным планам вызвано тем, что стороны не могут прийти к компромиссу уже много лет. Однако сегодня они обращают внимание на то, как стремительно теряют позиции на российском рынке белорусские производители. Например, тот же МАЗ. «Хотим мы того или нет, но весь мир поделен на сферы влияния. Чтобы быть самостоятельным игроком на глобальном рынке, у нас не хватает мощи. Надо с кем-то объединяться. Это делают даже крупные корпорации. Никого не удивляет, когда они объединяют усилия, продаются либо вообще закрываются», – говорит белорусский экономист Лев Марголин. – На рынке выживают самые сильные игроки». По его словам, если правительство этого не поймет, белорусская промышленность обречена на деградацию.»