Неужели любая политическая и гражданская активность в Беларуси бессмысленны?!
Или дело, всё-таки в недостатках стратегии и креативности в тактике?!
Что можно придумать и сделать своими руками в условиях всеобщей апатии?
Вопросы задавать всегда легче. Искать решения — всегда сложнее.
А можно просто выразить крайне пессимистическую точку зрения, как сделал это политолог Павел Усов на страничке «Белорусского партизана»:
«Представители оппозиции прекрасно понимают всю бессмыссленность своих действий, которые скорее доказывают их собственное бессилие, но обречены на них, так как другого ничего делать не могут.
Не мог не обратить внимания на комментарий одного из представителей белорусской оппозиции и соруководителя организации «Говори Правду» под названием «Про закон и понятия», который появился на странице «Белорусского партизана».
В своем тексте автор с обидой говорит о том, что власти мешают деятельности организации, в том числе сбору подписей за “народный референдум”, и таким образом творят беззаконие.
На мой взгляд, многим уже давно понятно, что власть в Беларуси является тиранической, попирающей права и свободы граждан, а значит такого понятия как действовать «по-закону» в нашей стране просто не может существать, особенно если речь идет о политике.
Соответсвенно, считая власть беззаконной и борясь с нею, глупо ожидать, что она будет придерживаться неких правовых норм, а значит и бессмысленно жаловаться на творимые ею беззакония.
Для власти есть лишь одна единственная норма — ее собственные интересы и безопасность, юридические предписания (законы) в свою очередь служат реализации этой высшей цели. В свою очередь, беззаконие в самой природе власти, сущности, и изменить ее можно только изменив саму власть, а возмущение на страницах негосударственных изданий этому вряд ли будет способствовать.
К сожалению, все, что пытается делать сегодня оппозиция: сборы подписей, организация референдумов, участие вы выборах, сводиться к простому – к доказательству, что власть в Беларуси является незаконной, но никак не влияет на ситуацию.
Допустим, раз мы упомянули инициативу с «народным референдумом», оппозиции удалось собрать 100 тысяч подписей (будем щедрыми — 500 тысяч) в поддержку проведения демократических преобразований, отнесли их в ЦИК, а они возьми да пропроди, были к примеру украдены зелеными человечками, хотя я уверен, что их просто проигнорируют. И что оппозиция будет делать в этом случае!? Ничего.
Все ограничится заявлением о незаконности власти или о том, что она, власть, боиться народа и оппозиции. С последним, конечно, спорить трудно, Лукашенко так сильно боиться оппозиции, что правит страной два десятка лет, а оппозиция, которую так боятся, занята исключительно тем, что доказывает незаконность существующей власти. Вопрос только в том, кому она это доказывает? Себе, белорусскому обществу, Западу или быть может самому Лукашенко? И как долго оппозиция собирается этим заниматься? Ведь прошло без малого 20 лет и каждому думающему человеку (тем более читателям независимых СМИ) это очевидно и в дополнительных докозательствах они не нуждаются.
В свою очередь глупец, который считает по другому, сможет понять, что власть в Беларуси преступна, только на своем опыте столкнувшись лоб в лоб с произволом государства и его представителей. Что же касается западных политиков, то как мне кажется, они придерживаются особой идеологии – идеологии забвения.
За все время существования режима Лукашенко было приведено не мало фактов и доказательств, того чем есть власть в Беларуси, но в Европе регулярно происходит «сброс памяти» и европейские политики с детской простотой и наивностью начинают с самого нуля строить отношения с белорусским режимом, да и сами истории о репрессиях воспринимают как страшные сказки. А когда в основе политики не лежат принципы, ценности, то такая политика никогда не принесет позитивных результатов.
Деятельность оппозиции, которая сведена к бесконечному доказыванию незаконности власти – это сизифов труд. Представители оппозиции прекрасно понимают всю бесмыссленность своих действий, которые скорее доказывают их собственное бессилие, но обречены на них, так как другого ничего делать не могут. Правда, после очередного падения камня, который с усилием толкают вверх, охочих снова катить его на вершину становиться все меньше и меньше.
Но хуже всего, что подобное занятие всецело уничтожает идею борьбы и перемен. В условиях тирании и диктатуры борьба против власти — это скорее уже не политика, а своего рода философия жизни и борьбы. Правильно будет сказать, что политика должна стать философией, которая в свою очередь базируется на самоотречении и самопожерствовании во имя поиска и достижения правды и справедливости. И эта борьба должна быть нацелена не только и не столько на то, чтобы людям было лучше, сколько на то, чтобы граждане страны становились лучше: разумнее, справедливее, рассудительнее.
Если же граждане не станут таковыми, они никогда не поймут приемущества свободы над несвободой, для них тирания останется вполне приемлимой формой организации и функционирования власти независимо от того, кто будет президентом. В свою очередь, для того, чтобы общество стало лучше, необходимо чтобы оппозиция представляла собой самую достойную часть социума.
Оппозиция должна быть душой нации, ее аристократией – ведь только она в состоянии инициировать позитивные изменения в стране и в обществе. Вместе с тем, нельзя бороться с авторитарным режимом и жить в комфорте (время от времени вкатывая камень под гору), так как желание сохранить комфорт и неограниченный доступ к материальным благам (как и страх перед его потерей) будет сильнее правды.
В случае необходимости правдой можно будет пожертвовать ради комфорта и в меру благополучной жизни.
В принципе, именно это и делают представители белорусской номенклатуры и бюрократии, составляющие основание политического режима. Поэтому оппозиции необходимо пересмотреть свое место и роль в обществе, иначе она на долгие годы будет обречена на сизифов труд.»