Минувшая неделя не была так уж богата на события – чувствовалось обилие выходных, жара, пора отпусков и политическое межсезонье.

 

Пока слепые маршируют

Неудивительно, что самым заметным событием белорусской жизни в первую неделю июля стали разного рода праздничные мероприятия. То, что именно 3 июля стало главным государственным праздником, получив при этом название «День независимости» — само по себе нонсенс.  В этот день в 1944 году советские войска выбили гитлеровцев из Минска. До освобождения всей территории республики оставалось еще 25 дней, а до обретения независимости – 47 лет. Так что, ничем иным, кроме стремления построить национальную идею на зыбком искусственном фундаменте, наличие этого праздника объяснить нельзя. Неудивительно, что праздник так и не стал народным – историки и политики до сих пор спорят о том, когда отмечать День независимости, а простые граждане просто рады дополнительной возможности отдохнуть погожим летним днем.

В этот раз решили не ограничиваться традиционным парадом с прохождением по минским улицам бронетехники не первой свежести и распугиванием детей низколетящими над спальными районами военными самолетами. Для публики было припасено свежее блюдо – открытие площади Государственного флага – так теперь называется расположенный рядом с новой резиденцией Лукашенко пафосный комплекс с огромным флагштоком и соответствующих размеров красно-зеленым флагом на нем. Зрелище оказалось на любителя – военные, пионеры, спортсмены и северокорейские люди-пиксели с белорусскими лицами. До пхеньянских масштабов, конечно, не дотягивает, но наше чучхе еще не успело так заматереть.

Свежей темой стало объявление в стране культа государственного флага. Не знаю, чего хочет добиться власть, но я видел, что такое культ флага. И измеряется он не высотой флагштока и не габаритами полотнища на нем. Культ национального флага – это флагштоки перед каждым вторым частным домом на островах Стокгольмского архипелага, это поляки, в будний день вывешивающие флаги из окон своих квартир и автомобилей. Можно ли у нас представить подобное? Нет. И никакими указами этого добиться нельзя. Вместо торжества остался в очередной раз было продемонстрировано – белорусы до сих пор расколоты и дезориентированы.

 

В ожидании девальвации

Еще одной интересной тенденцией недели, которую далеко не все заметили, стала нервозность на валютном рынке и вокруг него. Дело даже не в том, что биржевой курс доллара всю неделю рос и достиг 8840 рублей – в конце, концов и сам доллар за это время подорожал по отношению к евро более, чем на 2 процента. Дело в том, что сменился тон и частота высказываний о девальвации. Если еще совсем недавно такая перспектива яростно отвергалась, то теперь появились, в том числе из властных коридоров голоса о том, что слегка ослабить рубль все-таки не мешало бы. Так, в четверг достоянием общественности стал аналитический отчет Нацбанка, в котором прямо говорилось о желательности девальвации для белорусской промышленности.

Никаких откровений эксперты Нацбанка не сделали – политика удержания валютного курса в очередной раз привела к серьезным перекосам в экономике. Ситуация в нашей экспортоориентированной промышленности сложилась серьезная – дорогой белорусский рубль и, соответственно, высокая себестоимость попросту сделали ее продукцию неконкурентоспособной по цене. Отсюда и затоваренные склады, неполные рабочие недели и вынужденные отпуска, с которыми столкнулись уже многие предприятия. Бесконтрольный рост оплаты труда без аналогичного роста его производительности имеет свои пределы. Все это понятно любому, кто хоть немного разбирается в экономике. Ясен и рецепт – если мы хотим избежать очередного крупномасштабного кризиса, нужно сделать рубль дешевле. Видимо, сейчас в высоких чиновничьих кабинетах всерьез задумались, как о самой девальвации, так и о том, как преподнести ее обществу. Как показал урок 2011 года, с этим лучше не тянуть, еще есть возможность сделать девальвацию относительно безболезненной.

 

Девальвация образования

Если о девальвации белорусского рубля только идут разговоры, девальвация белорусского образования – свершившийся факт. Об этом можно говорить, посмотрев на результаты централизованного тестирования.

В этот раз проходные баллы были установлены сверхлиберальные. Для того, чтобы претендовать на получение высшего образования, нужно было набрать 40-50 баллов из 300. По теории вероятности, с этим можно успешно справиться вообще не напрягая интеллект, просто расставив «галочки» методом «научного тыка». Понятно, что на престижных факультетах крупных столичных ВУЗов проходной балл выше, но есть факультеты и ВУЗы, которые с радостью примут и таких абитуриентов. О том, что через пять лет страна получит «специалистов», набравших 40 баллов на ЦТ – хочется не думать.

Артем Агафонов, «Наш дом»