Мы предполагали, что в белорусской армии все плохо, но не знали, что настолько. Состояние обороноспособности Беларуси бывшие военные оценивают как критическое. И с этим надо что-то делать.

В офисе гражданской кампании «Говори правду» в Минске прошел первый тематический «круглый стол» по вопросам Народного референдума. На этот стол собрались военные. Как сказал, открывая мероприятие, лидер «Говори правду»Владимир Некляев, это сделано потому, что армия – это большая часть общества, и вообще, «народ и армия едины». Он и предложил подумать над вопросами, которые можно бы было вынести на референдум по поводу военной сферы, но так, чтобы эти вопросы были бы интересны и всему обществу в целом. Поэтому майор в запасе Сергей Возняк, модератор этой дискуссии, предложил для начала обсудить проблемы белорусской армии. И тут понеслось…

По мнению выступающих, белорусская армия находится в таком состоянии, что не способна обеспечить обороноспособность страны. Впрочем, это зависит не столько от армии, сколько от социально-экономической и политической ситуации в стране, заявил полковник в отставке Николай Петрушенко («Наш Дом»)«Генералы всегда готовятся к прошлой войне».

По его словам, несмотря на декларируемый нейтралитет Беларуси, военная опасность для страны, несомненно, существует. Вопрос только, что мы не знаем театра военных действий, на котором они могут развиваться, поскольку угрозы нам существуют и с Запада, и с Востока.

«Если говорить о белорусской армии, — подошел к делу Петрушенко, — то достаточно взять статистику весеннего призыва по Минску. Призвана в армию тысяча новобранцев. Между тем, 250 человек привлекаются сейчас к ответственности за уклонение от призыва. Считайте сами: каждый четвертый – потенциальный дезертир».

Не вызывает у него восторга и новая концепция территориальных войск, так называемых «резервистов».«Там записано, что территориальные войска начинают действовать «при продвижении противника вглубь страны». Какая нафиг «глубь страны» (Петрушенко высказался по-военному резче – С.В.), когда страны этой всего чуть-чуть, ее за сутки на танке из конца в конец проехать можно?» — вопрошает полковник.

Кроме того, и задачи перед территориальной обороной ставятся неправильные. «Там записано, что войска территориальной обороны должны уничтожать коллаборантов. А кто определит, что они коллаборанты? Генерал Косинец (председатель Витебского облисполкома Александр Косинец имеет звание генерал-майора и является начальником зоны территориальной обороны №4 – С.В.меня первого запишет в коллаборанты. И вообще, тут рядом со мной сидит полковник Анатолий Юревичиз особого отдела гарнизона, так вот, я должен уничтожать тех, кого Юревич засылает к врагу шпионить», — говорит Петрушенко.

Его успокоил генерал Валерий Фролов. По его словам, в каждом военкомате существуют списки «неблагонадежных» солдат и офицеров, которых в территориальные войска не возьмут, поскольку они так или иначе высказывали недовольство действующей властью, олицетворением которой является главнокомандующий.

Капитан Алексей Ковалец вообще говорит, что у Беларуси отсутствует оборонная стратегия. Прежде всего потому, что мы не знаем, что мы будем защищать: «Если ранее мы знали, что это Республика Беларусь, то сейчас что? Нам никто не угрожает, никто не пытается нас захватить. Просто идет тихая инкорпорация в Россию. И сейчас офицеры просто не знают, что им защищать. Что защищать, если мы с Россией то единое государство, то Союзное государство, то что-то еще. Вопрос возникает, кто коллаборанты, а кто «пятая колонна».

И именно из-за этого, из-за низкого патриотизма, из-за отсутствия четкой стратегии и понимания роли армии в обществе, сама армия находится в плачевном состоянии. И Беларусь не спасут никакие российские авиабазы или комплексы С-300 или С-400, пока эти вопросы не будут решены.

А они не будут решены, пока в белорусском государстве существует нынешняя социально-экономическая и политическая модель. Пока мы не решим, где наши противники, а где союзники, и будем шарахаться от запада к востоку и обратно, мы не определимся с вектором потенциальных угроз. Пока в Беларуси не будет создано возможностей для самореализации молодежи, не будет экономической и политической свободы, до тех пор молодежь продолжит уезжать и «косить» от армии. И пока наша экономика «сидит на нефтяной российской игле» и то и дело стагнирует, у нас не будет денег на армию.

А на реформирование экономической и политической модели власть не пойдет, хоть ты тысячу референдумов проведи. Поэтому военные решили отложить в сторону свои чисто военные дела, и начали предлагать на референдум чисто экономические и политические вопросы.

И это правильно по двум причинам. Как отметили «вояки», армия должна быть на страже интересов народа, это раз. И сильная армия возможна только в сильном государстве, это два. А государство станет сильным только при наличии системных реформ. А власть на это… Впрочем, про это уже говорилось.

Сергей Веселкин, «Товарищ.online»