Когда экономическая ситуация для граждан Беларуси станет невыносимой, чем это грозит, и как можно предотвратить падение уровня благосостояния белорусов.
Это выясняла корреспондент DW.
С 1 ноября в Беларуси подорожал в среднем на 19 процентов природный газ. Тарифы на электроэнергию для населения повышены на 8,3 процента, на отопление и горячую воду — на 6,8 процента. Продолжается рост цен на товары и услуги. Курс белорусского рубля по отношению к доллару и евро падает. Так, в проекте госбюджета на 2013 год был заложен курс 8950 рублей за 1 доллар, однако год еще не закончился, а официальный курс Нацбанка Беларуси уже составляет 9230.
В то же время, по офицальным данным, в среднем на 5 процентов увеличены пенсии. Сегодня средняя пенсия в Беларуси — примерно 200 долларов в эквиваленте. Прожиточный минимум составляет около 159 долларов. Как оценивают нынешнюю экономическую ситуацию эксперты, и готовы ли белорусы терпеть ухудшение своего экономического положения?
Официальная статистика — не показатель
Директор по исследованиям «Либерального клуба» Евгений Прейгерман, сравнивая нынешнюю ситуацию с кризисом 2011 года, когда доходы белорусов в долларовом эквиваленте упали почти втрое, не видит причин прогнозировать кардинальное ухудшение экономической ситуации в ближайшем будущем.
Рост цен и тарифов вкупе с перманентным падением курса рубля в какой-то степени, по мнению Прейгермана, компенсируется ростом реальных доходов, в частности зарплат. В 2012 году — почти на 21 процент, в нынешнем — на 15. Другой вопрос, что рост этот — искусственный, и это отрицательно сказывается на экономике страны в целом, что в свою очередь влияет на возможности государства выполнять свои социальные обязательства, отмечает эксперт.
Сегодня средняя зарплата в Беларуси, согласно официальной статистике, составляет 600 долларов. При этом данных о том, сколько же белорусов ее реально получают, нет. Однако компенсирует ситуацию теневой сектор экономики, который, по разным подсчетам, составляет от 40 до 60 процентов, говорит Евгений Прейгерман. Теневые доходы позволяют белорусам сводить концы с концами, а некоторым — и неплохо по местным меркам зарабатывать.
Кроме того, отмечает эксперт, у белорусов высокий болевой порог. Они будут терпеть все, что происходит, до тех пор пока в глазах большинства все будет выглядеть «социально красиво», будет сохраняться видимость заботы о людях, и, конечно, пока будут выполняться минимальные социальные обязательства государства в сфере соцобеспечения, здравоохранения, образования, резюмирует Прейгерман.
Психологический фактор
«Я часто слышу сравнения с 90-ми годами, рассказы о том, как было плохо тогда и как хорошо сейчас, как много продуктов в магазинах», — отмечает Евгений Прейгерман. По его словам, это показатель того, что многие белорусы не оценивают нынешнюю ситуацию как невыносимую. Кроме того, адресованные чиновникам публичные требования Лукашенко прекратить необоснованный рост цен, хоть и являются с точки зрения экономики бессмысленными, но работают на сохранение имиджа власти в глазах населения, считает эксперт.
Другой вопрос в том, что белорусы болезненно воспринимают падение уровня доходов после периода роста, что может привести к социальным взрывам. Однако для этого должна быть сила, которая канализирует недовольство граждан в реальный протест. «Но такой силы пока в Беларуси не просматривается», — подчеркивает директор по исследованиям «Либерального клуба».
По его словам, хотя сейчас ничто не указывает на то, что терпение белорусов иссякнет в ближайшем будущем, история, в том числе недавняя, например приход «арабской весны», свидетельствует, что вспышки народного недовольства порой абсолютно не прогнозируемы. Макроэкономические тенденции, которые сейчас просматриваются в Беларуси, по мнению аналитика, — свидетельство того, что белорусов ожидает гораздо больше проблем, чем сейчас.
Механизмы компенсации
По мнению экономиста, заместителя председателя Объединенной гражданской партии (ОГП) Льва Марголина, белорусы будут терпеть ухудшение экономической ситуации до тех пор, пока им удается находить механизмы компенсации. Например, кризис 2011 года запустил процесс массового выезда людей на постоянную или временную работу за рубеж. Пенсионеры компенсируют мизерность пенсии, продолжая работать.
Многие семьи живут за счет приусадебных участков и содержания скота. Правда, сейчас часть из них лишилась этого источника доходов из-за принудительной ликвидации свиней в рамках кампании против африканской чумы свиней. Как только такие варианты компенсации по каким-либо причинам перестанут быть возможными, можно будет говорить о действительно невыносимой ситуации. Одним из показателей станет отказ платить по счетам за услуги ЖКХ. Сейчас такая статистика закрыта, констатирует Марголин.
Как предотвратить ухудшение?
Предотвратить ухудшение экономического положения белорусов «на уровне сиюминутного сглаживания ситуации» можно, продолжая брать внешние займы, что и делает белорусское правительство, полагает Евгений Прейгерман. Ну а потом уже переходить к реформам, которые могут давать результаты в среднесрочной перспективе и долгосрочной. Но в краткосрочной перспективе серьезные структурные реформы неизбежно приведут к проблемам для населения.
Ну а пока государство продолжает принимать меры, сопоставимые «с предложением жаропонижающего тяжело больному», отмечает Лев Марголин: «На какое-то время ему станет легче, возможно, он даже откроет глаза, попросит кушать, но на лечение болезни это не влияет».