Историей покупки новой квартиры поделился с редакцией читатель по имени Александр. Семья поспешно заключила договор с застройщиком и была поставлена перед необходимостью заплатить крупную сумму денег в течение месяца. Для этого молодым людям пришлось за две недели продать свою старую «однушку» в хрущевке, а остальное время потратить на получение банковского кредита. Когда же дольщики увидели наконец свою квартиру, то ахнули: «сталактиты» на потолке, плесень, торчащая гидроизоляция, болтающиеся трубы и прочие «косяки» строителей. Впрочем, финал у этой истории все же счастливый.

О том, как правильно выбрать и купить квартиру, пишут многие. Расскажу о том, как этого делать не надо. Хотя конец этой истории будет счастливым, я не стал бы повторять такой «эксперимент» еще раз.

Предыстория

Когда-то давным-давно, когда цены на квартиры в Минске находились на дне, на одной из центральных улиц города в «хруще» была куплена «однушка» площадью чуть более 30 кв. м. Мы, тогда еще молодая супружеская пара, были очень рады собственной квартире и в течение следующего десятка лет особо не задумывались о расширении.

Меняем «хрущ» на новостройку

Все изменилось с рождением сына. Стало очевидно, что ему нужна отдельная комната, а нам спальня. И на семейном совете было решено поменять нашу «однушку» на «трешку».

Не найдя подходящего варианта на «вторичке», стали изучать рынок новостроек. Сразу возник вопрос: где же жить после продажи старой квартиры, пока будет идти ремонт? Выручил брат, любезно согласившийся приютить нас.

Как раз в это время один крупный застройщик объявил о скидках на квадратные метры в уже построенном доме в Уручье. 5% вроде и немного, но при стоимости квартиры больше 100 тыс. у. е. это уже ощутимо. Предложенный вариант нас заинтересовал. Чистый район, рядом лес и парк, проспект Независимости. 15 минут до центра на машине и 20 — на метро. Недалеко МКАД, плюс развитая инфраструктура, стройрынок. Ну и как бонус — в cоседнем доме живут наши друзья.

Бизнес по-белорусски

Когда сталкиваешься с нашими коммерческими организациями, порой сильно удивляешься, как они до сих пор не разорились с таким подходом к бизнесу. Набираю номер застройщика — никто не берет трубку. Набираю еще раз — ничего. Ну, думаю, спят еще. Звоню ближе к обеду — гудки. На следующий день повторяется то же самое.

То есть они разместили рекламное объявление о продаже квартир в готовом доме, о скидке в 5% и дали нерабочий телефон. Оригинально. Если гора не идет к Магомету… Ну, вы поняли. Супруга выразила желание подъехать к застройщику в офис и спросить, остались ли квартирки и почем «пучок».

Шок

Вернулась супруга домой с договором. Подписанным договором на 3-комнатную квартиру в доме, который мы видели только снаружи, с обязательством сделать первоначальный взнос в размере 25% в течение 2 недель и оставшиеся 75% с отсрочкой на месяц (только в этом случае полагается обещанная скидка 5%).

Как я уже писал выше, до рождения ребенка мы не задумывались о расширении и денег не откладывали. На момент заключения договора у нас было что-то около 10% стоимости новой квартиры. Нашу «однушку» мы оценивали примерно в половину стоимости «трешки», а оставшиеся 40% рассчитывали взять взаймы у друзей и государства (супруга с сыном стояли на очереди как нуждающиеся, и была возможность взять кредит под 17%).

Итак, проблем у нас было несколько. Первая: чтобы выплатить первый взнос, надо продать квартиру за 2 недели. Вторая: взять кредит. Третья: добрать недостающую сумму (расчетная сумма банковского кредита не покрывала всю стоимость квартиры).

Продажа квартиры за 2 недели

Первым делом я разместил объявления о продаже нашего «хрущика» в интернете. Вторым — стал ждать звонков. И, о чудо, первый звонок — первый клиент желает посмотреть квартиру. Назавтра в назначенное время агент и потенциальный покупатель были у нас дома.

Надо сказать, что ремонт у нас был не богатый, а простой, но качественный. Такой ремонт, о котором пишут «евроремонт» (ровные стены, обои под покраску, ламинат, польская плитка, встроенный шкаф, новая сантехника и входная дверь). Те, кто в объявлениях пишут «хороший ремонт», лукавят. Максимум, на что можно рассчитывать, — свежепоклеенные обои. А кто пишет просто «ремонт», наверное, подразумевает, что ремонт когда-то делался, лет 10 назад, быть может.

Клиенту квартира понравилась. И вот тут мне надо было настоять на залоге, но я на радостях забыл обо всем на свете и договорился просто созвониться с агентом на следующий день, чтобы оговорить детали сделки.

Назавтра я услышал по телефону что-то типа: «У клиента есть деньги, он готов брать». И опять ничего конкретного. Через пару дней я заволновался и позвонил сам. «Клиенту не хватает чуть-чуть, он продает дачу, и завтра вопрос должен решиться».

Через пару дней я понял, что они просто тянут время и надо искать другие варианты. Причем срочно! Ведь осталась всего неделя, чтобы заплатить первоначальный взнос. Тут я вспомнил одного знакомого риелтора, созвонился с ним, и на следующий же день клиенты смотрели мою «однушку». Это была молодая семья, такие же ребята, как и мы, немного младше и без ребенка. Они попросили скинуть $500, и мы ударили по рукам. Итак, проблема №1 была решена.

Получить кредит в «Беларусбанке»

Какое-то время я потратил на заполнение бумаг, поиск поручителей и через пару дней уже сидел на приеме в банке. К тому времени до дедлайна оставалось чуть меньше 3 недель. В банке нас предупредили, что рассмотрение нашего дела может занять от 7 до 10 дней. Нас это вполне устраивало. Мы подписали все необходимые бумаги и стали ждать. Через неделю нам позвонили и сказали, что в нашу пользу решение не было принято. Причина — сотрудник банка неверно рассчитала сумму кредита, а зарплата моей супруги (на нее брался кредит) недостаточна для получения необходимой нам суммы. Седых волос у меня прибавилось.

Тем не менее нам предложили решение, которое по какой-то причине не озвучили сразу, — исключить меня из поручителей и включить мой доход в совокупный. Таким образом мы могли взять еще большую сумму. Поручителей становилось меньше, но сотрудник банка сказала, что это не должно стать проблемой. И снова ждать очередного рассмотрения нашего дела в банке 7—10 дней. Успеваем впритык. В тот момент я был уже готов к чему угодно. Так мне казалось, по крайней мере. Но обошлось. Вся сумма была уплачена вовремя, и мы стали обладателями новой 3-комнатной квартиры!

Квартира

Как я уже упомянул, на момент подписания договора мы не видели квартиры (только дом снаружи и планировки на бумаге). В один из дней мы поехали смотреть нашу покупку. Уже на подходе к дому у меня екнуло в груди: как раз в предполагаемом месте нашей квартиры из одного окна торчало нечто напоминавшее горку «камикадзе» в аквапарке. Это был импровизированный мусоропровод, по которому строители спускали весь мусор с верхних этажей. Тогда мы не смогли попасть наверх и посмотреть квартиру, и у меня еще теплилась надежда, что это не из нашего окна. «Надежды юношей питали»…

Когда я впервые попал в нашу недвижимую собственность, то понял, что там не просто был вход в мусоропровод, там был перевалочный пункт. То есть в наш зал сначала сносили все отходы, а только потом спускали из окна в спальне.

Пещера?

Хоть к моменту первого посещения практически весь мусор из квартиры вынесли, на полу образовались «сталагмиты» в тех местах, где, по-видимому, было его наибольшее скопление. А на потолке — «сталактиты», уже другого происхождения. Дело в том, что, как позже выяснилось, проектировщики, а потом и строители допустили ряд ошибок. В результате чего часть потолка нашей кухни являлась частью пола неотапливаемой лоджии в квартире сверху. Получился мостик холода, который промерзал насквозь. Как следствие, в нашей квартире на потолке скапливался конденсат, замерзал и образовывал сосульки.

Уже тогда я стал составлять список всех недоделок и недочетов, которые необходимо было предъявить при принятии квартиры застройщику. Список был огромный, начиная с уже упомянутых наростов на полу и промерзающего потолка и заканчивая кусками арматуры, торчавшими тут и там из пола.

Торчащая гидроизоляция и болтающиеся трубы.

Дверные проемы. Что с ними делали? И почему оставили в таком виде?

Стеклопакеты выглядели ужасно. Вода, грязь, трещины, сколы, плесень. Больше всего пострадало окно в спальне, где был установлен «камикадзе».

Не буду перечислять все недочеты. Приведу лишь еще пару совершенно несуразных, на мой взгляд. Например, батарея на кухне была так низко расположена по отношению к полу, что я смог просунуть в щель, иначе и не назовешь, лишь два пальца. Очевидно, строители предполагали, что я буду на черновую стяжку укладывать линолеум, только он мог пролезть в эту щель.

Или разводка труб в ванной. На каждый метр канализационной трубы необходим уклон в 2 см минимум. У нас же трубы располагались строго горизонтально. Причем ответственный сантехник, представляющий подрядчика, очень возмущался тем, что нам пришлось поднять в ванной пол (вариантов было немного — либо поднимать пол, либо делать подиум для ванны), но на мой вопрос о горизонтальной разводке труб отвел глаза и промолчал.

Сточная труба практически лежит на полу, ни о каком уклоне нет речи.

Недостатков у новой квартиры хватало.

Вид из нашего окна.

Happy end

На самом деле, то, что я описал выше, было только началом. Нам предстояло еще полгода ремонта, бесконечная переписка с застройщиком по устранению той или иной проблемы. Протекающая канализация и залитые соседи снизу.

Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, периодически вылезают «косяки» строителей. Но все это мелочи. Я не перестаю благодарить супругу за то, что она совершенно безответственным образом, действуя импульсивно, не посоветовавшись со мной, подписала договор. Иначе я бы ее отговорил и, возможно, мы бы до сих пор жили в своем 1-комнатном «хрущике».

onliner.by