Как меняется законодательство Беларуси и в угоду чему?
Была такая статья УК РБ 3752 «Нарушение требований по защите государственных секретов».
Звучала так:
- Умышленное незаконное перемещение носителя государственных секретов, содержащего государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведения, составляющие государственные секреты иностранных государств, международных организаций, межгосударственных образований, переданные Республике Беларусь на основании международных договоров Республики Беларусь либо в связи с ее участием в этих международных организациях, межгосударственных образованиях, за пределы Республики Беларусь при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 356, 358, 373 и 375 настоящего Кодекса, – наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Это выглядело несколько литературно и философски двусмысленно, потому что теоретически носителем информации может быть хоть каменная плита с пометками, хоть уснувший на посту часовой. Или может творческие юристы-секретники, зачахшие на работе среди белорусских лесов, так изобретательно универсально подошли к процессу описания своих главных страхов?
Но, внезапно произошла унификация законодательств страны владельца (РФ) и страны-питомца (РБ). И теперь 3752 звучит практически точно, как в России:
1. Выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации, допущенного или ранее допускавшегося к государственной тайне, право которого на выезд из Российской Федерации заведомо для него ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, — | 2. «Незаконный выезд из Республики Беларусь гражданина Республики Беларусь, осведомленного о государственной тайне, право которого на выезд из Республики Беларусь заведомо для него временно ограничено в соответствии с законодательными актами — |
Как говорится, найдите отличия.
Впрочем, часть вторая российской статьи как раз поясняет, что неодушевленные носители информации тоже не остались без внимания: «Незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, за пределы Российской Федерации»…
То есть, в Беларуси абзацы российского текста разменяли местами, оставив неизменной часть 1, зато добавили часть 2, где живого носителя четко обязали сидеть дома.
Ситуация вполне понятна – когда Россия ведет войну, а государственные тайны России для этих целей оккупируют территорию другого государства, не может возможный случайный или неслучайный носитель этих тайн прямо из-под оккупации спокойно разъезжать по олимпиадам или санаториям «Белорусь» и вести оттуда тайные репортажи.