Атомная энергетика далекими от нее людьми считается высокотехнологичной сферой, чуть ли не высшим достижением человеческой науки и техники. Это не так. Это грязная и совершенно примитивная технология, которая работает исключительно в убыток, и без соблюдения правил очень экономными диктаторскими режимами всегда в итоге приводит к жертвам.
Прямоходящие обезьяны когда-то заметили, что если два куска определенного металла приблизить, то они начинают разогреваться. Это же работает и с солями этих металлов, если создать высокую концентрацию. Можно воду греть. Только недолго…
Именно так поступили в 2002 году несколько человек из Грузии, использовав устройство под названием РИТЭГ как систему отопления. РИТЭГ обычно вырабатывает немного электричества и много-много тепла. Это не атомный реактор, но его младший братик, скажем так. В тех случаях, когда других источников энергии нет, США и СССР применяли эти РИТЭГи – в космосе например, или за Полярным кругом, или высоко в горах. Грузины грелись ими, но недолго. Выжили не все, фотографии особо впечатлительным смотреть не советую.
Похожую штуку в конце девяностых искатели цветного металла сняли с маяка в городе Кингисепп. Они ее разобрали. Когда они осознали неладное, их уже было не спасти. Они бросили радиоактивный металл на остановке автобуса, и бог весть сколько людей получили лучевую болезнь просто потому, что ждали там автобуса, пока рядом лежал источник радиации.
Или вот в 2000-м в Египте 61-летний мужчина нашел красивый цилиндр из металла длиной 6 сантиметров. Он принес его домой и показал 9-летнему сыну. Затем более 400 человек ходили в гости к нему и тоже посмотрели на диковинку. Выжили не все. Цилиндр оказался куском иридия-192, использовался для просвечивания сварных швов (контроля качества), и нерадивые строители потеряли его на стройке.
И самый шокирующий случай: примерно в 70-х годах в Краматорске (известном сейчас не менее трагическими фронтовыми событиями) в карьере по добыванию щебня был утерян примерно такой же источник цезия. Его плохо искали (вообще неясно как можно не найти источник радиоактивного излучения? Его же прибором видно за километр. Только если потерю просто хотели скрыть). И в итоге он попал в щебень, затем – в бетон, а затем – стал частью дома, частью одной определенной квартиры по улице Гвардейцев-Кантемировцев (ныне дом № 7 на улице Марии Приймаченко). Через год в этой квартире умирает 18-летняя девушка. Через год – её 16-летний брат, затем – их мать. В квартире поселяется другая семья, и то же самое – в 1987 году умер подросток, а его младший брат серьёзно заболел. Все умирают от одной болезни – лейкоз.
Про Чернобыль уже тогда ходили тщательно пресекаемые властями слухи, и глава семейства поднял тревогу. Радиационный фон замерили, стену вырезали. Дом стоит до сих пор. Если не разрушен шахедом.
Вы, наверное, скажете – ну это же не атомная станция! В ней надзор! Там обычно безопасность!
Безопасность на атомной станции стоит столько же, сколько сама станция. Никто не хочет платить за это. Если станцию строит капиталист – он переваливает ответственность на государство, на налоги граждан. А если коммунист – он ничего вообще не делает. Ну, взорвется, ну похороним погибших, а выжившие дадут подписку о неразглашении.
И ладно.
Инцидентов, подобных Чернобыльскому в СССР были десятки – и на Ленинградской станции, и на заводе «Красное Сормово» и в бухте Чажма. Не все из них широко известны, и не все из них дошли до последствий Чернобыля, но пытались все. Даже в космосе СССР умудрились создать аварию с атомным реактором спутника, который в итоге высыпался в атмосфере Земли над островом Вознесения и два года повышал фон в атмосфере всей планеты.
В Литве, кстати, Игналинская АЭС тоже была оборудована реакторами чернобыльского типа.
Но при чем тут, действительно, Ольга Карач?
Дело было накануне Чернобыльского шляха-2011.
Ее и еще троих задержанных 19 апреля 2011 года активистов «Нашего Дома» тогдашний начальник Фрунзенского РУВД Олег Гайдукевич кроме организации только что прогремевшего взрыва в метро пытался обвинить и в организации планируемого Чернобыльского шляха. Для него это были равноценные вещи – терроризм и акции протеста.
Да, уже тогда было известно, что «Наш дом» выступает крайне против строительства атомных станций диктаторами всех мастей.