В Беларуси начинается очень показательное судилище: одному человеку, бывшему военнослужащему, вменяют семь уголовных статей, включая «теракт» и «измену государству». Он стал жертвой провокации, а теперь вполне может оказаться первым человеком, которого расстреляют по новым репрессивным законам.

В Минском областном суде 4 октября начнется суд над Павлом Кучинским. Это 31-летний бывший военнослужащий, в деле которого сейчас очень много неясного. Известно, что Кучинского задержали в начале сентября 2022 года. После чего организация оппозиционных беларуских силовиков BYPOL сообщила, что Кучинский задержан в связи с вероятной причастностью к «делу инкассаторов».

Справка «Нашего дома»:

В сентябре 2022 года появилась информация, что в минское отделение «Белгазпромбанка» пришли силовики и жестко задержали более десятка сотрудников инкассаторской службы. Их, в частности, подозревали в оскорблении Александра Лукашенко. После задержания всех их обвинили в неповиновении милиции и дали по 14 суток ареста.

Далее некоторыми из задержанных заинтересовался Следственный комитет. Одного из бывших инкассаторов банка, спецназовца Яна Попковича в мае 2023-го осудили на четыре года колонии по ст. 342 УК (Участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок) и по ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 361-3 УК (Подготовка к участию в вооруженном формировании на территории иностранного государства).

Как именно с «делом инкассаторов» связан Павел Кучинский, пока неясно. Но представители BYPOL утверждают, что беларуские силовики использовали его в своих целях: «Спецслужбы под пытками принудили его участвовать в провокации, в рамках которой последний вышел на связь с представителями BYPOL и предлагал совершить акции прямого действия. Все переговоры и переписка фиксировалась».

(«Акции прямого действия» – это распространённый эвфемизм, которым традиционно обозначают акции политического терроризма, чаще всего – направленные против конкретных государственных должностных лиц.)

В любом случае, впечатляет перечень обвинений, выдвинутых против Павла Кучинского. В них упомянуты сразу семь статей Уголовного кодекса:

  • ч. 1 ст. 356 (Измена государству);
  • ч. 2 ст. 295-3 (Незаконные действия в отношении предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ);
  • ч. 2 ст. 290-5 (Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации);
  • ч. 4 ст. 295 (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ);
  • ч. 2 ст. 290-4 (Создание организации для осуществления террористической деятельности либо участие в ней);
  • ч. 3 ст. 289 (Террористический акт);
  • ч. 1 ст. 309 (Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения).

Одно прочтение этого списка создаёт впечатление, что 31-летний бывший военный был едва ли не самым страшным террористом в истории Беларуси. Скорее всего, государственная пропаганда постарается его именно таким и представить. Тем более, что по обвинениям в госизмене и терроризме мужчине грозит смертная казнь.

Скорее всего, именно расстрелом дело и закончится. Такой «букет» обвинений, да ещё и статистика (всего 0,2% оправдательных приговоров выносит беларуское правосудие). Добавим, что судьёй по делу Кучинского назначен Александр Рыбаков. Тот самый, который в 2021 году провел первый суд по «делу Тихановского».

Процесс начнется 4 октября в Минском областном суде. Мы будем следить за его ходом – если, конечно, разбирательство не сделают закрытым для публики.

«Наш Дом»