Тоненькая, словно колонковая кисточка в ее изящной руке, Настя щебечет без умолку, создавая вокруг себя непринужденно-веселую атмосферу. Настя заваривает кофе. Все шутят, смеются, выбирают чашки – краска, которой предстоит создавать шедевр, должна настояться…
Самое приятное, что творческий процесс можно сочетать с питьем ароматного, крепкого кофе. Настя рассказывает о народном рисунке, предлагает выбрать сюжет. Вспоминает об английских художниках, оформлявших капли расплесканного кофе в прекрасные открытки. Рассказывает о кофейных игрушках, о процессе приготовления ткани, обработке уксусом и кофе…
Милая шапочка кофейного оттенка, украшающая голову ведущей – словно символический вымпел сегодняшнего занятия. Бодрящий аромат витает над головами собравшихся в воскресный полдень на Каревью, 11, в «Нашем доме», в очередной творческой мастерской. Настя, ведущая занятие, месяц как вернулась из Киева, работает в академии искусств, готовится к поступлению в магистратуру. С удовольствием вспоминает о Клайпеде и Неринге, как застала там солнышко осенью, как в Каунас приезжала Йоко Оно, какие замечательные культурные проекты смогла там увидеть.
Во время этой милой кофейной паузы самый младший участник, Мартин, рисует эскиз будущего шедевра. С шутками, смехом все пытаются разгадать – что скрывается за растекающимися каплями: у кого-то изначально задуманный Млечный путь превращается в старинную карту Европы, на другом листе нахмурились совы, на третьем появляются очертания сказочной планеты… Настя показывает, как из огромной кляксы появляется оленья голова с нежными цветами на ветвистых рогах…
Но разговор перетекает к реалиям сегодняшнего дня. Настя вспоминает, как у нее несколько месяцев жили беглые художники из Беларуси, как надеялись, что Тихановская – не джокер, а реальный оппозиционер диктаторскому режиму, но увы… Беларуски вспоминают, как, приехав в Вильнюс два года назад, были уверены, что скоро – домой, но… Текут воспоминания, горькие и светлые, теплые и обнадеживающие. Щемящее желание вернуть привычный мир, где были мечты, дом, планы на годы вперёд.
И неунывающее настроение Насти потихоньку передается склонившимся над кофейными рисунками… Совсем недавно она преподавала в киевских школах, работала в галерее, занималась резьбой по дереву и стеклу. За два дня до войны заключила контракт с сетью школ Логос, но началась война. Сеть мастерских резьбы по дереву, в которой были и мастер-классы для детворы, закрылась. Художники разъехались, но не потерялись: ведут занятия в разных странах, мечтают снова собраться в Киеве.
Последние штрихи, работы закончены, кофе допит. Только расходиться не хочется, ведь кофе можно заварить снова…