Беларуские беженцы в Украине с 2020-го по 2022-й

По официальным данным Государственной пограничной службы Украины, с 1 сентября 2020 по 1 декабря 2021 в Украину въехало 358,2 тысячи беларусов. За этот же период выехало (чаще всего в Польшу) только 320,5 тысяч.

Получается, что почти 38 тысяч человек остались в Украине. За тот же период за статусом беженца либо за дополнительной защитой к украинскому государству обратились 40 беларусов.

Без легализации беларусы могли провести на территории Украины 90 дней в течение полугода. На 2021 год этот срок был продлен вдвое – до 180 дней. Чтобы задержаться дольше требовалось оформить вид на жительство. Без вида на жительство нельзя было официально трудоустроиться, получать государственную помощь, учиться, открыть счет в банке и оформить банковскую карту и т.д.

С августа 2020-го по июль 2021 года временный вид на жительство оформили 3042 гражданина Беларуси, еще 487 человек получили вид на постоянное жительство. Также, начиная с 2020 года, в Украине признаны беженцами всего лишь девять беларуских граждан, еще двое получили статус лиц, нуждающихся в дополнительной защите.

Кроме того, беларуская диаспора в Украине была плотно инфильтрована агентами беларуских спецслужб, которые организовывали разного рода провокации, вели вербовку и очень сильно портили отношения беларусов с украинцами. Это явление стало настолько массовым, что СБУ Украины было вынуждено предпринимать определенные шаги, чтобы блокировать агентов беларуских спецслужб в Украине.

С какими проблемами сталкиваются беларуские беженцы сегодня?

Есть целый ряд проблем, которые характерны именно для беларусов, которые бежали сначала из Беларуси – от репрессий, а затем из Украины – от войны.

— Отсутствие документов

Большинство беларусов в Украине к февралю 2022-го не успели получить даже постоянный вид на жительство – имели только временные документы или вообще никаких. Понятно, что в условиях войны они оказались в Украине людьми практически без каких-либо прав.

Причина в особенностях украинских законов, из-за которых легализоваться в Украине было сложно – требовались весомые основания даже для получения временного вида на жительство, не говоря уже про постоянный. В результате 9 из 10 беларусов до начала войны так и не смогли легализоваться в Украине – то есть получить вид на жительство и стать резидентами страны. К сожалению, также надо отметить высокий уровень коррупции, с которым сталкивались беларусы при оформлении документов, и поскольку беларуские беженцы, как правило, не обладают большими денежными средствами, этот коррупционный барьер многие беларусы преодолеть не смогли, и как следствие, находились на территории Украины или нелегально, или полулегально.

— Сложности со статусом выезда из Украины

В первые месяцы войны тем беларусам, которые бежали от войны через западные границы Украины, власти позволяли выехать практически без документов. В Польшу, Словакию, Венгрию – их тоже впускали, хотя зачастую и с большими проблемами.

Но далее они оказывались в патовой ситуации – в новой стране, без права пребывания в ней, с неясным юридическим статусом. С гражданами Украины было всё понятно: они бежали от войны в их стране, и потому без труда оформляли право на пребывание и защиту в странах Европы. Но граждане Беларуси не могли получить такой статус, поскольку в их стране война официально не идёт. Более того, они оказывались под угрозой того, что их депортируют в Беларусь, откуда они сами бежали не так давно.

Для беларусов, которые бежали от войны из Украины в Европу, отсутствие легального статуса в Украине на период 24 февраля 2022 года делало невозможным получение помощи как беженцам от войны. Возникал юридический казус: беларусы на равных с украинцами бежали от войны, но пострадавшими от войны в Украине не считались, так как не имели в этой стране вида на жительство. Даже в том случае, если находились на её территории вполне законно.

— Невозможность вернуться в Беларусь с испорченными документами

В первые дни войны украинские пограничники массово портили паспорта выезжавшим из страны беларусам – например, писали прямо в паспорте «Путин хуйло» или «Слава Украине». В результате паспорт был испорчен, а заменить его бежавшему от репрессий беларусу возможности не было. С таким паспортом человек не мог вернуться в Беларусь, из-за угрозы быть задержанным. Также с испорченным паспортом возникали проблемы и со въездом в Польшу: людям приходилось сразу просить политическое убежище в Польше.

— Сложности пересечения границы для политических беженцев

Те немногие беларусы, которые в Украине все же получили статус политического беженца (всего 9 человек), как оказалось, не могут покинуть Украину без визы, так как украинцы их не выпускают.

— Невозможность вернуться в Украину, в том числе за вещами или к родственникам

Беларусы, которые не успели в Украине оформить постоянный вид на жительство (то есть примерно 95%), после выезда в военное время уже не могли вернуться в Украину – например, чтобы забрать оставленные вещи или к родственникам.

— Предвзятое отношение к беларусам

Российские войска вторглись в Украину в том числе с территории Беларуси. Хотя Александр Лукашенко много раз публично клялся, что Беларусь никогда не станет плацдармом для агрессии против Украины. Но он соврал. И вот уже год, как с территории Беларуси на мирные украинские города летят ракеты и дроны, поднимаются для бомбёжки самолеты. В Беларуси готовятся для новых ударов российские войска. Понятно, что из-за всего этого отношение украинцев к беларусам стало очень плохим – в том числе на человеческом, бытовом уровне.

Есть тысячи историй того, как беларусов в Украине задерживали на каждом блок-посту, унижали и оскорбляли, подолгу допрашивали и даже высылали из страны без каких-либо объяснений. Украинцев трудно в этом винить – из-за Александра Лукашенко беларусы стали для украинцев почти такими же агрессорами, как и русские.

Также известно очень много фактов, когда после 24 февраля 2022 года беларусам в Украине владельцы жилья отказывались продлить аренду, их не обслуживали нотариусы, юристы и переводчики, также заявления от беларусов не принимали в государственных органах Украины. На самом деле такие случаи до сих пор имеют массовый характер.

Отдельно стоит сказать о ситуации с блокированием банковских счетов. После 24 февраля 2022 года распоряжением Национального Банка Украины всем гражданам Беларуси были заблокированы их счета в банках. Разблокировка возможна только после того, как в банк по каждому конкретному человеку Служба Безопасности Украины даёт соответствующее разрешение. Но это долгая и сложная процедура, особенно в условиях военного времени. В результате более 80% счетов беларусов в Украине остаются замороженными до сих пор.

— Дискриминация в новых странах пребывания

Выехав из Украины на Запад из-за войны, беларусы невольно оказывались в новых странах конкурентами украинцев за гуманитарную помощь, за социальное обеспечение и внимание местных властей и правозащитных организаций. Однако если к украинцам все относились с сочувствием, то отношение к беларусам часто было (и остается) негативным, поскольку Беларусь имеет на Западе крайне негативный имидж, теперь ещё и усугубленный статусом со-агрессора. Поэтому беларусам и за пределами Украины часто не выдают нужные документы или, например, блокируют банковские расчёты.

— Невозможность получения помощи от беларуских дипломатических представительств за рубежом

Украинцы быстро и без труда получают различную помощь и поддержку от посольств Украины в разных странах. А тех беларусов, которые бежали сперва от репрессий в Беларуси, а потом и от войны в Украине, в посольствах РБ воспринимают в негативном ключе – как «беглых». В частности, для решения проблем с документами им издевательски советуют ехать в Беларусь – хотя многие из них не могут вернуться, поскольку сразу будут подвергнуты репрессиям.

P.S.

Когда мы готовили этот материал, мы пообщались с несколькими беларусами (точнее, с несколькими семьями), которые за последние два года дважды стали беженцами: сперва из Беларуси в Украину, потом – из Украины в Европу. Но все они не захотели, чтобы про них рассказывали в СМИ и прямо сказали, что не хотят никакой публичности, поскольку у них в Беларуси остались родственники – и им могут грозить репрессии.