Странный православный монастырь, расположенный под Минском, с каждым годом оказывает всё более сильное влияние на беларускую политику. Вопреки всем христианским и гражданским принципам, его руководство оправдывает насилие и всё больше отрицает независимость Беларуси.
Свято-Елисаветинский женский монастырь, который находится на окраине Минска, в Новинках, в последние годы всё чаще упоминается в контексте не духовной жизни, а политической. Причём с понятиями совести, справедливости и честности у руководителей монастыря явно большие проблемы.
События «Беларуской революции», начавшиеся в августе 2020 года, раскололи не только беларуское общество, но и Православную церковь – её священников и мирян. Одни из них предпочти буквально понимать слова апостола «Всякая власть от Бога». Другие – решились выступить против несправедливости, защитить правду. Путь вторых оказался намного более тяжёлым, ведь Беларуская Православная церковь (БПЦ) – это составная часть Московского патриархата, то есть Русской Православной церкви (РПЦ). А значит, выступать с критикой беларуской власти – это противоречить московскому Патриарху Кириллу. Что в Церкви, мягко говоря, не приветствуется. И если миряне еще вольны не ходить на богослужения, выбирать храмы с «хорошими» священниками, не молиться за Патриарха и митрополита или, по крайней мере, не называть никого из них «господином и отцом», то положение священников гораздо более подневольное.
Однако тогда же, в августе 2020-го, в БПЦ быстро оформилась группа клириков, которые обменяли совесть на «плюшки» от власти – похвалы, преференции и награды. И самая яркая фигура тут – протоиерей Андрей Лемешонок. «Духовник», а по сути – хозяин Свято-Елисаветинского монастыря. Уже в декабре 2020-го Андрей Лемешонок был отмечен орденом Беларуской Православной Церкви святителя Кирилла Туровского II степени, ну а дальше его «карьера» пошла, как по маслу. Причём маслу отнюдь не постному. Ведь Свято-Елисаветинский монастырь – это ещё и крупная коммерческая организация. Со своими производствами, налаженной торговлей по всему миру, со своими законами. Первый из которых – беспрекословное подчинение Лемешонку. Незавидна судьба тех монахинь, которые позволяют себе думать и иметь собственное мнение. Исповеди у духовника превращаются в допросы, процветает доносительство.
22 ноября 2020 года на собрании с монахинями он, дав слово одной сотруднице и поняв, что она поднимает тему избитых ОМОНом молодых людей, Лемешонок стал грубо обрывать её речь фразой «иди ты» и встречно начал сыпать традиционными пропагандистскими штампами о том, что ОМОН «спас страну», «силовики были массово избиты», «если бы не Россия и её помощь, то где бы мы были», «в Ливии при диктаторе Каддафи было почти идеально – единственный президент для народа» и тому подобное. И главное, родители избитых ОМОНом мирных протестующих должны сами каяться, что воспитали таких детей.
Недавно в праздник Рождества Христова Александр Лукашенко посетил монастырь, всячески демонстрируя свое одобрение проводимой там политике. В последовавшей за праздником воскресной проповеди протоиерей Андрей Лемешонок не смог не вернуться к рождественскому посещению монастыря Александром Лукашенко. И хотя вроде уже и поводов не было для использования этой темы в обращении, но проповедник их нашел:
— К нам вчера ещё и президент приезжал. И для нас это праздник. Вы знаете, я посмотрел на него – это личность. Понимаете, это личность. Несмотря на мое уважение к Владимиру Владимировичу, но мне кажется, этот повыше. На самом деле, понимаете. Вот так не знаешь, но это же чувствуется, когда рядом с человеком, когда он что-то говорит. Так что мы под надежным руководством.
Надо сказать, что такая политизированность и явная ангажированность Лемешонка давно вызывает недовольство прихожан. Которые резонно считают, что священник должен служить Богу, а не государю. Еще в августе 2020 года прихожане и сотрудники Свято-Елисаветинского монастыря подписали коллективное обращение к митрополиту Минскому и Заславскому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси Павлу.
В нём они, в частности, указали: «Андрей Лемешонок в своих беседах, обращениях и проповедях открыто высказывается о своей личной гражданской позиции, о политической ситуации не только в нашей стране, но и во всем мире. Проповеди превратились в политинформацию. Часто в своих высказываниях Андрей Лемешонок оперирует неподтвержденными и недоказанными фактами. … Выражая свою личную гражданскую позицию и политические взгляды, протоиерей Андрея Лемешонок выдает ее за позицию всего монастыря: монахов, сотрудников и всего клира. Некоторые слушатели воспринимают ее и как официальную позицию Беларуской Православной Церкви. … Среди сотрудников и прихожан монастыря образовался раскол, выражающийся в открытом неприятии и преследовании иной гражданской позиции. Раскол провоцируется и подогревается действиями и словами протоиерея Андрея Лемешонка».
Однако близость к власти, судя по всему, стала своего рода индульгенцией для Андрея Лемешонка – никаких церковных взысканий он не получил, скорее наоборот – с ещё большим усердием продолжил «облизывать» светскую власть.
Но если бы активность руководства Свято-Елисаветинского монастыря ограничивалась только услужением действующей власти, это было бы не самым страшным – в целом, этот грех свойственен многим православным иерархам. Однако Андрей Лемешонок и его соратники ещё и проводят линию на безграничное усиление российского влияния в Беларуси – вплоть до ненавязчивого отрицания самой идеи беларуской государственности и независимости.
Достаточно послушать проповеди священников монастырских храмов с их постоянным упоминанием Владимира Путина и «Единой Руси». Или посмотреть, как в Свято-Елисаветинском монастыре поддерживают (не только духовно, но и материально) российские войска, вторгшиеся в Украину. Более того, родной сын Андрея Лемешонка – Дмитрий Лемешонок – регулярно появляется в монастыре в майках с изображением герба «ДНР» и надписью «Белая Русь», или спортивной мастерке с надписью «Russia».
Он не скрывает своих абсолютно пророссийских и антибеларуских взглядов. Дмитрий Лемешонок был одним из основателей нынешнего фанатского движения минского «Динамо». В то время он придерживался радикальных неонацистских взглядов. Лемешонок был одним из тех, кто избивал молодофронтовца Николая Демиденко во время встречи в «Доме Москвы» в Минске с российским черносотенным писателем Николаем Стариковым.
Также в монастыре проводились встречи с человеком, который представлялся как «подполковник российского ГРУ Антон Маньшин». Обычно его выступление – набор не имеющих ничего общего с реальностью военных баек, переплетенных с пропагандой «русского мира». «Мирового терроризма не существует. Не верьте в этот миф, распространяемый СМИ! – перемежает политлозунгами, свои байки и молитвы Маньшин. – Терроризм придумали американцы и британцы, чтобы как можно скорее начать третью мировую войну и уничтожить Россию».
Неудивительно, что многие российские идеологи, приезжающие в Беларусь, стараются обязательно посетить Свято-Елисаветинский монастырь, называя его «настоящим оплотом Русского мира» в Беларуси.
«Наш Дом»