Информация, собранная и опубликованная общественной организацией «Наш дом» помогла в том, чтобы немецкая газета Die Tageszeitung и французское издание Disclose провели совместное расследование о сотрудничестве шведской компании ИKEA с беларускими поставщиками, которые использовали труд заключенных, в том числе политзаключенных.

Как отмечается расследовании, беларуские партнеры поставили шведской компании древесину, предварительную продукцию, а также мебель из тюрем страны. Журналисты приводят ссылки на списки должников, опубликованные беларускими исправительными колониями на своих сайтах.

Расследование показывает, что около половины крупных беларуских поставщиков ИКЕА за последние 10 лет имели связи с исправительными колониями. Безоговорочные доказательства такого сотрудничества есть в случае с 10 беларускими компаниями.

Журналисты отмечают, что беларуские колонии известны жестоким обращением, пытками и исчезновениями, а их ценности противоречат философии, продвигаемой шведской компанией.

Среди давних партнеров ИКЕА журналисты также обнаружили текстильную компанию «Моготекс». Считается, что она работала как минимум в четырех исправительных учреждениях. Например, «Моготекс» работал с исправительной колонией №15 еще летом 2021 года.

Столкнувшись с обвинениями, ИKEA ответила, что группа разорвала договорные отношения с Беларусью после введения санкций ЕС в октябре 2020 года. Но, отмечают журналисты, учитывая доступную информацию, шведская компания должна была прекратить сотрудничество с диктатурой еще много лет назад.

Напомним, что общественная организация «Наш дом», которая зарегистрирована в Литве, ещё в 2019-м году обратила внимание на проблему системного государственного рабства Беларуси.

«Наш Дом» осудил условия работы заключенных ИК-2, которым платили «от 2 до 5 рублей в месяц», то есть меньше двух евро. Согласно официальной статистике, средняя заработная плата в Беларуси в сентябре 2022 года составляла 1637 рублей, что эквивалентно примерно 600 евро.

«Наш Дом» выступил тогда с требованием остановить поступление продукции, сделанной руками беларуских рабов, на международный рынок.