Совсем скоро в беларусских школах начнется учебный процесс. Тысячи детей сядут за парты. А пока в школьных зданиях готовятся к приему ребят: красят, ремонтируют, приводят в порядок коридоры, столовые, учебные классы. Почти 50% школ уже получили паспорта готовности к новому учебному году. Однако и это не спасает от многочисленных проблем в беларусских школах. Достаточно вспомнить отравления детей в столовых, травмы от спортивного инвентаря, падение досок и парт, даже смерть на уроках физкультуры… Рассказываем, какие опасности поджидают ребенка в школе и кто в этом виноват.
Смертельная физкультура
2 апреля 2016 года четвероклассник Серафим попал в реанимацию прямо с урока физкультуры. Маме Светлане ничего не сообщили о том, почему ребенок оказался в больнице. Лишь потом она узнала, что на мальчика упали футбольные ворота, которые не были закреплены. Учитель физкультуры не проконтролировал, чем занимаются ученики на уроке, и упустил момент, когда ребенок подошел к воротам. В больнице у Серафима диагностировали открытую черепно-мозговую травму, перелом основания черепа, пневмоцефалию. От удара у него образовалась киста, выпали барабанные перепонки. В итоге у мальчика начались постоянные головные боли, судороги, боль в висках, ему необходимы дорогостоящие лекарства и обследования. Два года Светлана не могла добиться суда, ей отказывали в возбуждении уголовного дела, аргументируя это тем, что в падении ворот виновата не школа, а дети. Только в августе 2018 года женщине удалось получить материальную компенсацию от школы.
Часто уроки физкультуры для детей заканчиваются смертью. В 2014 году на уроке физкультуры в столичной школе №147 умер ученик 10 класса. Никита не имел противопоказаний и ограничений для занятий физкультурой. Даже несмотря на то, что скорая помощь приехала в школу через 11 минут после вызова, спасти парня не удалось. Вскрытие показало: у мальчика был врожденный порок сердца. При этом за два дня до этого он проходил проверку в военкомате, и никаких патологий у него не нашли. Его отправляли на школьные и районные соревнования, даже несмотря на то, что у него уже был сердечный приступ.
В том же году смерть школьника случилась в Пинске. Учащийся 11 класса играл в футбол с одноклассниками на уроке физкультуры. Через некоторое время он почувствовал себя плохо. Учитель вызвал скорую помощь, которая по прибытию констатировала смерть юноши. Противопоказаний к занятиям спортом у подростка не было.
В 2015 году на физкультуре в одной из минских школ умерла 13-летняя девочка. Она играла в футбол, почувствовала себя плохо и вышла в коридор. Сопровождать ее не пошел ни учитель, ни кто-либо из одноклассников. В итоге девочку нашли в коридоре лишь спустя время без признаков жизни. А буквально через несколько дней в Минске случилась еще одна смерть на уроке: в Партизанском районе скончалась 10-летняя школьница. Девочку пытались реанимировать в медпункте, но спасти ее не удалось. У пятиклассницы были противопоказания по здоровью, и она занималась по специальной программе.
В 2018 году на уроке физкультуры умер третьеклассник из Быховского района. Во время пробежки он почувствовал недомогание и упал. Восьмилетний мальчик страдал сердечным заболеваним, однако, тем не менее, занимался вместе со здоровыми детьми.
А в 2019 году в Турове погибла девятилетняя девочка. Утром она поехала в школу на велосипеде, не жалуясь на здоровье. Рядом с ней была сестра-близняшка – девочки учились в одном классе. А на четвертом уроке Ане стало плохо на уроке, она присела, а затем упала и потеряла сознание. Девочку привели в чувство, но спустя некоторое время она снова почувствовала себя плохо. Ее повезли в больницу, сделали анализы – оказалось, что у Ани высокий уровень сахара в крови. Медсестры в учреждении даже не смогли поставить девочке капельницу и решили везти ее в Житковичи в 25 километрах. Но по дороге Аня стала терять сознание – пришлось возвращаться и вызывать реанимобиль из Житковичей. Оттуда скорая добиралась час – к этому времени все самое страшное уже случилось.
Мама девочки заявила, что виновата во всем местная система здравоохранения – в Турове нет больницы, только поликлиника и стационар с сестринским уходом. При этом по нормативам в городе имеются ЭКГ-кабинет, рентген, лечебный массаж, работают педиатры, терапевты, стоматологи, хирурги, физиотерапевты, клиническая лаборатория. А на деле даже нормальной машины, чтобы отвезти умирающую Аню в райцентр, в Турове не нашлось.
Кушать подано!
Кто из детей не любит булочки и сосиски в тесте из школьного буфета? Ученики даже отдают им предпочтение вместо «здоровых» котлет и каш, не слушая рассказы о гастрите и других проблемах с желудком. В 2019 году государство всерьез взялось за школьное питание: пересмотрели меню, внедрили в некоторых школах шведские столы, запретили продажу газировки, чипсов, изделий во фритюре, ограничили продажу мини-пицц, смаженок, сосисок в тесте и кондитерских изделий. И даже питаясь диетической едой, школьники все равно рискуют испортить здоровье.
20 ноября 2020 года учащиеся минской школы №61 стали массово жаловаться на плохое самочувствие. Родители сообщали, что после завтрака в школьной столовой многих учеников тошнило прямо в коридорах, мамы и папы приехали в школу, чтобы забрать ребят домой. Оказалось, утром дети ели шаурму, в составе которой был лаваш, капуста, морковь, соус и курица. Сначала симптомы проявились у младшеклассников, затем – у учеников старших классов. Многие дети теряли сознание в здании школы и на уроках. За медпомощью обратились 280 школьников, 18 из них были госпитализированы.
Причину отравления обнаружили примерно через неделю – в шаурме обнаружили стафилококк. Минздрав сообщил, что источником инфекции, вероятно, стал персонал пищеблока, участвовавший в приготовлении данного блюда. Заражение стало следствием нарушения внутреннего производственного контроля и требования санитарных норм – кто-то из персонала работал без перчаток и маски. После инцидента пищеблок был закрыт несколько дней до устранения всех нарушений.
После этого случая были уволены начальник участка питания Первомайского района, заведующий производством столовой школы №61 и все повара, находившиеся на смене в тот злополучный день. В школах, как заверяют власти, провели оценку пищеблоков и начали еще тщательнее относиться к чистоте в столовых: все дезинфицировали и мыли по несколько раз. Однако повторного случая избежать не удалось: 27 мая 2021 года в минской школе №66 отравились 15 первоклассников. На завтрак, который ели ученики, предложили омлет, сосиску и какао. Причем среди отравившихся был ребенок, который не ел омлет, позавтракал только сосиской и выпил какао. Ему стало плохо уже дома. Позже оказалось, что плохо стало не только первоклассникам, но и ученикам постарше. Но массовое отравление в Минздраве отрицали.
По итогам расследования оказалось, что у четырех отравившихся обнаружили острую кишечную инфекцию. Их госпитализировали. Кстати, впоследствии оказалось, что пострадали и воспитанники соседнего детского сада – слегла и одна из сотрудниц садика. Руководство учреждения в беседе с журналистами заявило: никакого массового отравления в детском саду нет.
От педагога до педофила
О педофилии в беларусских школах слышно не так часто: эти случаи предпочитают замалчивать, решать все на уровне исполнительных комитетов и милиции. Поэтому кажется, что педофилия – это проблема «загнивающего Запада», никак не Беларуси. Но в городах и деревнях из уст в уста передаются сообщения о том, что в школах среди педагогов есть те, кто неравнодушен к детям – в сексуальном плане.
В 2012 году был задержан педагог-психолог одной из минских школ. Правда, от его действий страдали не его ученики, а другие подростки. Педагог втирался в доверие к мальчикам, потерпевшие даже знакомили его с родителями, представляя его своим другом. Поражало то, что разница в возрасте родителей почему-то не насторожила. Педофила помогла вычислить мать одного из пострадавших, которая заметила, что с сыном происходит что-то не то. А позже оказалось: чтобы быть ближе к детям, 23-летний мужчина даже ездил фотографировать участников детского «Евровидения» в Минске в 2010 году. Со своими жертвами педагог-педофил знакомился в интернете, возле школ, в парках, на площадках для скейтборда, затем увозил их на речку, в аквапарк, другие райцентры, где и происходили акты насилия. Мужчину осудили на 13 лет колонии.
В 2019 году в Витебской области был задержан директор одной из сельских школ, который в своем кабинете насиловал несовершеннолетних мальчиков. Он заводил провинившихся учеников к себе в кабинет и там совершал с ними сексуальные действия. От таких действий горе-педагога пострадали минимум 6 учеников.
В том же году был арестован педагог-организатор одной из оршанских школ. 25-летний мужчина устроился работать в учебное заведение после окончания местного педагогического колледжа. Пострадавшим от его действий стал как минимум один 13-летний подросток, с которым педагог познакомился в социальных сетях, пригласил к себе домой и совершил насильственные действия. Об этом узнала мать ребёнка и сообщила в милицию – тогда на оршанца завели уголовное дело.
Школа строгого режима
По количеству обязанностей и давления на учеников школы вполне можно сравнить с колониями. Учителя не гнушаются заставлять детей идти на парады, создавать массовость на матчах по хоккею, футболу, баскетболу, вступать в Белорусский республиканский союз молодежи и Белорусскую республиканскую пионерскую организацию. Такое давление применяется к школьникам уже много лет – и дети стали записывать абсурдные требования на диктофоны и видео.
В 2016 году ко Дню Святого Валентина учащимся беларусских школ предложили сделать валентинки своим кумирам. Правда, в списке не было популярных певцов, актеров, спортсменов и блогеров – зато были Лукашенко, министры, глава Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда, глава ЦИК Лидия Ермошина, заместители министров и другие чиновники.
В 2018 году в интернете появилась запись разговора учительницы одной из минских школ с учениками. На ней педагог говорила, что не вступить в БРСМ возможно только при исключении из класса. На аргументы детей о том, что родители против вступления в организацию учительница заявила, что им уже 14 лет, что они обязаны делать осознанный выбор, стоять за честь гимназии, что это их патриотический долг. У школьников спрашивали, поддерживают ли они политику Александра Лукашенко, а также велели им «забыть, заткнуться и сидеть тихонько». Более того, учительница пыталась манипулировать детьми, говоря, что из-за них «пойдет по всем проверкам». А еще школьникам угрожали испортить аттестаты плохими оценками.
В 2020 году в одной из школ Лиды учеников заставляли сдавать по 3-5 рублей на подписку на газету «Юный спасатель», которую издает МЧС. Интерес к газете у школьников отсутствует, но такая практика для учреждения образования привычна. Кстати, с такой ситуацией столкнулись и минские ученики. В целом, принудительную подписку на государственные издания оформляют не только в школах, но и на предприятиях, в больницах и государственных органах.
В разгар первой волны пандемии коронавируса, когда весь мир буквально закрылся на карантин, беларусских школьников заставляли ходить на занятия без масок и антисептиков. Дома разрешали остаться лишь тем, кто является контактом первого или второго уровня, либо имеет справку о болезни. Например, в Гродненской городской гимназии за обучение на дому всех детей, кто не является контактом или не болеет, отмечали в журнале как прогульщиков.
А после выборов-2020 государственная пропаганда перешла на режим полной мощности. 20 января 2021 года минских школьников принуждали к участию в патриотическом мероприятии, причем за деньги. Участие в просмотре пропагандистского фильма о Беларуси стоило 5 рублей. «Показали беларусские достопримечательности, историю, кадры о памяти, чести и достоинстве белорусов. Решили показать детям, в какой стране прекрасной они живут. Я нисколько не раскаиваюсь в том, что они посмотрели этот фильм», – сказала директор школы №47. Сбор денег за идеологически правильное кино объяснили необходимостью заплатить за аренду техники, с помощью которой демонстрировали фильм.
Вряд ли современная беларусская школа запомнится тем, кто учится сейчас, интересным времяпрепровождением, веселыми концертами и радостью. Куда сильнее останутся воспоминания об отравлениях, бесконечном унижении, страхе перед директором и учителями, несправедливыми оценками за то, что ученик не вступает в БРСМ. И виной этому – система Лукашенко, которая построена на подавлении всего, что настроено против власти. Вот только о неокрепшей психике детей заботиться некому.