Мероприятие, состоявшееся 6 ноября в Минске, иначе как коронация не назовешь. Помпезный кортеж, супердорогой дворец, придворные лизоблюды – словом, все атрибуты возведения на престол. За исключением самой короны. Но еще пару инаугураций — появится и этот царский атрибут. Во всяком случае, маршальский мундир уже лицезреем.

 

luka-prisiaga

 

Несколько слов о тронной речи правителя. Как царь в прошлом тысячелетии говорил о себе во множественном числе: «Мы, Николай второй…». Так и белорусский правитель: «Мы не врали, никогда не обманывали». Только присягу ведь давал не народ и даже не чиновники всех мастей, а персонально прозаседавшийся чиновник. Пусть хоть и в должности главы государства, но все равно это слуга народа, но не наоборот. А пока не царь, говорить все-таки следует не «Мы», а «Я».

 

Не знаю, заглядывал ли этот чиновник в Конституцию. Ведь в ней четко записано: «Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ». Чиновник — должность подчиненная. Не народ подчиняется чиновнику, а чиновник подчиняется народу. Однако главный чиновник Беларуси не считает себя лицом, нанятым на государственную службу. Данный деятель считает себя хозяином и действует по принципу: что хочу, то ворочу. Так и заявил: «Народ показал, кто хозяин в этом доме». Вот только когда народ это показал? Даже если предположить невероятное, что царствующая два десятилетия особа (как в африканских племенах и среднеазиатских государствах) действительно победила на выборах (что очень и очень маловероятно), так ведь голосовали за управляющего государством, но никак не за хозяина.

 

А фраза из тронной речи: «Я могу сделать ошибку. Я простой человек». Действительно, может. Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Только слышал ли кто-либо, чтобы бессменный правитель Беларуси заявил: «Извините, я ошибся». За 21 год пребывания у власти ни разу не ошибиться! А ведь за это время правитель пересажал за колючую проволоку сотни назначенных им чиновников, которые проворовались, попались на взятках и других коррупционных преступлениях. И при этом ни разу не сказал: «Извините граждане, не того назначил». Помнится, когда спецназ США не смог выполнить задачу по освобождению заложников и был схвачен в Иране, американский президент Никсон публично принес нации извинения за свои недостаточно продуманные действия и организацию акции. Но это у капиталистов. При социализме ни во времена СССР, ни сейчас ошибочность управленческих решений не признавали и не признают.

 

Насчет вранья и обмана. Не моргнув глазом диктатор заявил: «Всем кандидатам были предоставлены широкие возможности». Широкость – понятие растяжимое. Широкая возможность у действующего два десятилетия главы власти и белорусских кандидатов на эту управленческую должность отличались на два порядка. Возможности у кандидатов должны быть не широкими, а равными.

 

Беларусь — двуязычное государство. В быту можем говорить на белорусском или русском без ограничения. Но уже госчиновники ограничены: обязаны и устно, и письменно отвечать на языке обращения. Но на коронации на белорусском языке главный чиновник зачитал только текст присяги. Понятно, читать надо по бумаге, чтобы случайно не пропустить ни одного из 30 задекларированных в Конституции слов. Но в дальнейшем ни одного белорусского слова не прозвучало. Ни в выступлениях, ни в тронной речи, ни в выступлении перед военнослужащими. А ведь все читали по бумажке. Вопиющее пренебрежение к белорусскому языку!

 

Дикое пренебрежение проявлено и к Основному закону. Конституция, на которую возложил руку правитель при чтении присяги, лежала вверх тормашками. Возможно, случайность, возможно, техническая накладка, но факт остается фактом: налицо издевательство над главным законом государства. Главный чиновник по многолетней привычке на Конституцию даже не взглянул.

 

Странно было слышать комментарий белорусских СМИ, что указ о деноминации стал первым указом вновь избранного президента. Как можно нести такую чушь! Глава государства вступает в должность после принесения присяги и получения соответствующего удостоверения. А указ подписан до этого. Так что то был последний указ президента «старого».

 

Белорусский правитель историк. Тем не менее, уверенно заявил о широко известном изречении нашего предка: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Только вот Александр Невский предок российский, а не белорусский. Что это: оговорка или притягивание за уши?

 

Валерий ЩУКИН,

 

«Наш Дом»