Их день начинается с мусорного контейнера, заканчивается там же. Они давно потеряли надежду на будущее, а о своем прошлом забыли. Как будто его и вовсе не было.
Их цель – выжить. Даже за 5 тысяч белорусских рублей они готовы взяться за любую работу. Потому что надеться на добрых людей, а тем более на государство они уже не могут. «Мы брошены на произвол судьбы», — поделилась с нами Марина.
Она, как и другие бездомные люди, даже не пытается что-то изменить. Говорит, нет смысла. По ее словам, даже цыганам в этой стране больше повезло. «У них есть хоть какая-то социальная поддержка. А мы… Мы почти не люди», — говорит женщина.
«КТО Я ТЕПЕРЬ ТАКАЯ?»
Екатерина не стесняется на камеру лазать по мусорным контейнерам, плачет, показывает свои руки и постоянно повторяет: «Пусть все увидят, как мы живем».
На улице она совсем недавно, поэтому еще не смирилась. В ее глазах еще горит надежда, что все еще изменится. К тому же, дочь обещала когда-то забрать ее в Россию. Говорила, что вот-вот станет на ноги и обязательно что-нибудь придумает. Но уже как два года от нее нет и весточки. Екатерина этому не удивляется. Говорит, что кому нужна такая мать?
Хоть еще несколько лет назад ее жизнь была другой. У нее была семья, дети, работа. Но после увольнения, решилась на воровство. А после выхода на свободу судьба к ней повернулась спиной. Ее никто больше не ждал.
—Никому я не нужна, ни государству, ни родным. Кто я теперь такая? – делится она.
И снова плачет. Прошлое еще на забыто, раны свежие. Друзья успокаивают ее. Уверяют, что надежда еще есть. Но в их глазах можно прочесть жестокую правду: ничего уже не изменится.
—Посмотрите, вот посмотрите на нашу жизнь!
После этих слов она вытаскивает гнилые помидоры и рассказывает, что сегодня это их ужин. И так каждый день. Что найдут, то и едят. Где найдут место, там и спят.
ДОЖИТЬ
Ее подруга Марина давно смирилась. Живет, как живется. На ее руке браслет, конечно, давно вышедший из моды. Но какая разница? Даже оказавшись на улице, она хочет чувствовать себя женщиной.
О своей истории жизни они почти ничего не рассказала. Лишь упомянула, что на улице много лет. И ее цель – лишь бы как-то дожить.
А прошлое… Его давно не существует для нее.
***
Встречались нам и другие бездомные люди. Их глаза полны отчаяния. И хотя самый большой дар – жизнь они ненавидят, все еще в глубине души надеются на перемены к лучшему.
Алиса Рождественская,nash-dom.info
Фото Владимира Литвина