Всё чаще различные эксперты вслух обращают внимание на тенденцию, о которой последние год-два говорили только шепотом. Белорусские чиновники всё реже предлагают какие-либо идеи и программы высшему руководству страны.
В частности, об этой тенденции необднократно в последних статьях писал московский политолог А.Суздальцев, например — «Что дальше?» http://politoboz.com/content/chto-dalshe . На этой неделе опубликована и статья эксперта из Минска И.Ромашевской «Молчание — знак согласия» http://naviny.by/rubrics/opinion/2013/12/03/ic_articles_410_183840/ .
Вполне возможно, что причиной негласного разрешения на обсуждение данной темы стало неудоумение руководителя государства: «Настораживает, что никто не напрягается, не потеет и не спорит вокруг прогнозных показателей. И вообще-то говоря, это нонсенс. Обычно к этому времени поступала масса обращений с просьбами и жалобами. А сейчас — мертвая тишина!». Вот так, со всей пролетарской прямотой: «Мертвая тишина!».
В чем причина такого поведения чиновников? Всё ли дело в пресловутой российской мудрости «инициатива наказуема», то ли просто устали сражаться с ветряными мельницами? Анализ белорусской прессы показывает, что из года в год предлагаемые программы игнорируются, если они не сулят сиюминутной выгоды. Ведь каков горизонт планирования высшего руководства? «Дожить до зимы; организовать ближайшую посевную, закончить год без слишком большого дефицита бюджета»?!
Можно согласиться с мнениями экспертов, что окончательный удар по желанию правительства предлагать что-то важное пропало где-то в конце осени 2011 года, когда после проникших в публичное пространство дискуссиях между правительством и Администрацией президента, все споры об экономической политике в очередной раз потеряли смысл с поступлением щедрой помощи из России. По факту, в глазах обывателей прав оказался руководитель государства, который не спорил, ничего нового не изобретал, а чудесным образом в очередной раз «что-то привез из Кремля». А те члены правительства, которые осторожно выскадывались за структурные реформы, были представлены чуть ли не в образе паникеров и саботажников.
Интересно то, что устали писать и предлагать свои программы также и независимые экономисты, и политические партии. И это тоже не удивительно. Экономисты с либеральными взглядами, как правило, основываются на рекомендациях МВФ и Всемирного банка. Политические партии представили свои экономические программы еще в конце прошлого века. Время идет, но структура экономики Беларуси не меняется. И как следствие, рекомендации по реформам тоже не меняются.
Еще более бесполезным занятием являются предложения по реформированию политической системы, в основных чертах также застывшей в 1997 году.
Создается впечатление, что все уже смирились с фактом зависимости внутренней экономической и политической ситуации от внешних факторов. И проправительственные эксперты, и представители оппозиции всё больше внимания уделяют прогнозу изменений в отношениях Кремля к официальному Минску, чем собственно внутрибелорусским трендам. В декабре основной темой анализа является ситуация в Украине. В обратной зависимости от объема помощи России Украине, на оставшуюся долю претендует Беларусь. Есть осторожные пожелания Нацбанка и Минэкономики на рефинансирование кредита от МВФ. Похоже на то, что в такой ситуации стратегия молчания является для чиновников оптимальной. Как минимум, не сделаешь ошибку и не будешь объявлен паникёром. И будь что будет.
Артур Юдицкий, chinovniki.info