18 мая в Гродно начался процесс по «делу Автуховича». Николая Автуховича и еще 11 человек обвиняют в подготовке терактов по всей стране, ввозе оружия из Украины в Беларусь, взрыве автомобиля милиционера в Волковысском районе, поджоге дома силовика. У Николая Автуховича, среди многочисленных статей, есть и та, за которую может грозить высшая мера наказания, — часть 3 статьи 328 УК (акт терроризма и подготовка к нему). На суде его, а также Любовь Резанович посадили в отдельные клетки — как особо опасных.

Несмотря на очевидно политический характер обвинений, а также на то, что Николай Автухович признан личным врагом Лукашенко, правозащитный центр «Вясна» до сих пор не внес его в список политзаключенных. Также правозащитным центром «Вясна» не признаны политзаключенными Ирина Горячкина, Виктор Снегур и Павел Сава. Артур Попок из списка «группы Автуховича» находится в розыске. 

Из этой группы двое — Николай Автухович и Любовь Резанович — проходят по делу как «особо опасные». Любови Резанович 57 лет, она жена православного священника Сергея Резановича. Была задержана в один день с мужем и сыном Павлом. Ранее Любовь Резанович владела службой такси. Николай Автухович был давно знаком с семьей Резанович, часто проводил время в их доме в Бресте, семья помогала ему в трудные времена. На суде Любови Резанович стало плохо, поэтому адвокат ходатайствовала об изменении меры пресечения в отношении женщины. Адвокаты и обвиняемые единогласно высказались за удовлетворение ходатайства. Государственные обвинители не поддержали ходатайство в связи с тяжестью преступлений, в которых обвиняется Любовь. В суде был объявлен перерыв.

Плохое самочувствие Любови Резанович вызвано тем, что пожилую женщину посадили в клетку площадью буквально метр на метр. При этом убийцу 77 человек Андерса Брейвика судили не в клетке — он находился в зале в окружении людей и без наручников на руках. Убийца 93 человек Сэмюел Литтл также сидел в зале — возможно, дело в том, что на момент суда он был прикован к инвалидному креслу. Розмари Уэст вместе с мужем Фредом убила 9 человек, включая одну из собственных дочерей и нескольких соседских детей. Ее считают одной из самых жестоких женщин-убийц в истории, суд приговорил ее к пожизненному заключению. На суд Розмари Уэст привозили, лишь приковав наручником одну ее руку к руке женщины-надзирательницы. Убийцу 40 пожилых людей Хуану Баррасу приговорили к 759 годам лишения свободы — после суда у Хуаны даже получилось пообщаться с журналистами.

Любовь Резанович, несмотря на обвинения в терроризме, не совершила ни одного убийства. Зато она принимала участие в голодовке против указа Лукашенко № 140 от 22 марта 2004 года о республиканском сборе за ввоз в страну транспортных средств с коммерческой целью. Тогда в Бресте голодали 15 человек: владельцы маршрутных такси, члены их семей, водители и два индивидуальных предпринимателя с местного рынка. Может, обвинение по статье 289 УК (акт терроризма) вызвано этой давней историей.

Судит «группу Автуховича» Максим Филатов. До 2022 года он был заместителем председателя и судьи суда Лидского района. В январе 2021 года Максим Филатов осудил политзаключенного Витольда Ашурка. В мае 2021 года Витольд Ашурок скончался в ИК-17 в Шклове — его смерти предшествовали пытки. Судья попал в четвертый пакета санкций Евросоюза против режима в Беларуси. 

К сожалению, шансов на оправдательные приговоры у этих 12 беларусов нет — беларуские суды выносят ничтожное количество таких решений. Нет и шансов на то, что обвинениям не найдется доказательств, или хотя бы на смягчение наказания. Невиновный человек может просто погибнуть за позицию против Лукашенко — и это реальность беларуского нелегитимного правосудия.