7 февраля 2022 года суд Берестовицкого района приговорил 69-летнюю пенсионерку Галину Михальчук к 2,5 годам лишения свободы. Галину признали виновной по трем статьям Уголовного Кодекса. До этого у пенсионерки была судимость по статье 369 УК (оскорбление представителя власти) — за это она получила два года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Кроме этого, со своей 500-рублевой пенсии женщина будет выплачивать моральные компенсации пострадавшим силовикам.

Раньше режим не стремился приговаривать пенсионерок к тюремному заключению — им назначали ограничение свободы без направления в исправительное учреждение, штрафы или административные аресты. Долгое время самым пожилым политзаключенным был 69-летний Владимир Непомнящих, которого приговорили к 2,5 годам лишения свободы за оскорбление помощника прокурора. В сентябре 2021 года режим посадил в тюрьму 68-летнюю бывшую учительницу из Миор Эмму Степуленок за комментарий об убийстве Андрея Зельцера в социальных сетях. Суд над женщиной еще не состоялся. Видимо, теперь возраст перестал быть смягчающим аргументом и препятствием для диктатора, который решил заполнить тюрьмы протестующими.

Галину Михальчук обвинили в том, что она в течение полугода писала комментарии в Telegram-канале «Волковыск для жизни». Эти комментарии, согласно материалам следствия, содержали оскорбления в адрес Лукашенко, силовиков и чиновников, унижали их честь и достоинство. Вот несколько примеров: «почему он унижает врачей? Дорогие доктора, будьте благоразумны. Ведь главный … сказал, что иногда не до законов, а значит и присяги врачей. Жыве Беларусь»; «сейчас они питаются нашими штрафами, но скоро это закончится. Есть надежда, что новый год будет без твари»; «пусть подумают, стоит ли защищать ублюдка или быть с народом. Уже бы давно арестовали и судили твари». Потерпевшими стали председатель Волковысского райисполкома Михаил Ситько, сотрудницы ОМОН Гродненского УВД Дарья Бондарчук и Мария Мазуркевич, начальник ППС Волковысского РОВД Валерий Романчик, начальник Волковысского РОВД Виталий Осоцкий. Общая сумма моральной компенсации от них составила 5000 рублей. На суд потерпевшие не пришли.

Пенсионерка заявила, что признает вину частично и уже не помнит, что писала и делала, поскольку комментарии были давно. Прокурор отметила, что Галина Михальчук обвиняется в «испытывании ненависти к режиму». Пенсионерка справедливо ответила, что не представляет никакой угрозы для государства. 78-летний муж обвиняемой рассказал, что его жена раньше не пользовалась интернетом и не понимает, что это такое, а комментарии могли быть написаны под воздействием лекарств, которые пьет женщина. Отягчающими обстоятельствами для Галины Михальчук стали уже имеющаяся судимость и совершение преступления «по мотивам политической или идеологической вражды».

В последнем слове пенсионерка сказала, что для нее лишение свободы — это смертный приговор: «Я два месяца пробыла в тюрьме. Я знаю, что это такое. Это просто невыносимо… Я не знаю, как я… смогу. Я каюсь, извиняюсь. Я никакой угрозы стране, никаким людям не представляю, понимаете?.. Я когда-то в свое время тоже была внештатным сотрудником милиции». Галина Михальчук упомянула, что у нее на попечении две престарелые родственницы и муж, которому без малого 80 лет. 

Более двух лет в заключении — это испытание даже для молодого и здорового человека, что уж говорить о 69-летней женщине, которую точно так же заставят работать по 8 часов за швейной машинкой или вязанием мочалок. В тюрьме Галина Михальчук не сможет получить качественную медицинскую помощь, а возможно, и нужные лекарства. Как мы уже знаем, к политзаключенным в колониях особое отношение, куда хуже, чем к остальным узникам. Нам остается только делать все возможное, чтобы Галина Ивановна вышла на свободу раньше срока.