Генералы силовых структур, старшие офицеры и их подчинённые, прокуроры, следователи и судьи сегодня упиваются своей безнаказанностью, но, при этом, поучают граждан соблюдать закон и общественный порядок. Они, видимо, рассчитывают, что нынешняя власть вечна, а гарант, взявший на себя ответственность за убийства мирно протестующих, произвольные задержания, непропорциональное применение силы, незаконное лишение свободы, содержание в заключении, акты жестокости и пытки, позволит им избежать ответственности за содеянное.
Наверное, они забыли или считают, что всеобщий и фундаментальный принцип неотвратимости наказания на них не распространяется.
Для всех понятно, что речь в данном случае идёт о событиях и преступлениях, потрясших страну и все цивилизованное сообщество. И если власти Беларуси бездействуют и демонстрируют глумливое отношение к жертвам насилия, то международная общественность однозначно и чётко заняла позицию осуждения и требует прекратить насилие, уважать человеческое достоинство, права и свободы человека.
Правозащитные организации страны в своих обращениях к органам власти и должностным лицам выступают с аналогичными требованиями: возбудить уголовные дела и привлечь к ответственности виновных лиц. Одновременно мы обратили внимание на то, что в соответствии с международным правом и национальным законодательством никакие исключительные обстоятельства, в том числе внутренняя политическая нестабильность, не могут служить оправданием пыток, а приказы вышестоящих начальников или представителей государственной власти являлись сами по себе преступными и не подлежали выполнению.
Незнание этих предписаний закона не может служить оправданием и не освобождает виновных от ответственности.
Сегодня у нас имеются все основания и достаточные данные, а также доказательства того, что власти бездействуют. Ни по одному из заявлений граждан (а их, по утверждению Следственного комитета Республики Беларусь, было около 2 тыс.) о применении пыток, актов жестокости, в том числе повлёкших смерть потерпевших, причинение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, дела не возбуждены. Обратившиеся получают бюрократические отписки, и их вера в то, что просьбы о привлечении к ответственности будут реализованы в соответствии с законом в установленном процессуальном порядке и сроки, иссякает.
Вместо сострадания к жертвам, принятия оперативных мер по восстановлению их прав, власти демонстрируют подлый и циничный подход.
Они продолжают возбуждать против потерпевших административные и уголовные дела за незаконное участие в массовых акциях, неповиновение сотрудникам милиции, пропускают через послушные суды, то есть делают граждан виноватыми с тем, чтобы на основании вынесенных судебных постановлений, в последующем отказать в возбуждении уголовных дел и обелить преступников.
В этих условиях правозащитники не только призывают к борьбе с безнаказанностью, возмещению ущерба, недопущению и предотвращению повторных грубых нарушений прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, но и активно используют весь арсенал международно-правовых механизмов в области обеспечения и защиты прав человека (Верховный комиссариат ООН по правам человека, тематические спецдокладчики и комитеты ООН).
Во второй раз в истории современной Беларуси был задействован «Московский механизм» ОБСЕ. Назначенный государствами-членами этой региональной организации специальный эксперт и его аппарат ведут глубокое и объективное расследование фактов пыток, жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения в отношении граждан, задержанных на массовых мирных акциях протеста.
- С аналогичными задачами комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы по юридическим вопросам и правам человека предложил учредить международный следственный комитет по преступлениям, совершенным в Беларуси во время и после выборов. К сотрудничеству в расследовании предполагалось привлечь представителей беларусских властей и гражданского общества. По крайней мере, правозащитники были готовы направить заинтересованным сторонам все имеющиеся по этим фактам сведения и доказательства. И самое главное в этой работе – результаты специальных расследований рано или поздно будут опубликованы и представлены национальным и международным правоохранительным органам, которые хотят и готовы преследовать виновных лиц за массовые преступления против человечества, совершенные должностными лицами Беларуси в официальном статусе.
Эти тяжкие деяния представляют собой углубленный и преднамеренный характер, и должны быть осуждены государствами как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток, других международных актов в области прав человека, которые Республика Беларусь признает, ратифицировала, а значит, взяла на себя обязательства соблюдать их и нести ответственность.
В этой связи хочу напомнить, что Республика Беларусь является одним из соучредителей ООН (1945-й г.). Отцы-основатели современной Беларуси в ч.1 ст.8 Конституции закрепили, что государство «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Будучи последовательной в своем стремлении показать мировому сообществу, что она следует указанным частью действующего на территории Беларуси права (ст.15).
Поэтому, вполне логичным и обоснованным является закрепление в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах Республики Беларусь (вступили в силу с 1 января 2001г.), правила о том, что: УК основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч.3 ст.1); а УПК — что «международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с настоящим кодексом» (ч.4 ст.1 УПК).
Таким образом, Беларусь реализовала на законодательном уровне свою приверженность обеспечению прав и свобод граждан, и имплементировала (внесла) сложившиеся международные стандарты в свое национальное законодательство.
А на практике?
Сегодня все большее число наших граждан, отслеживая складывающуюся ситуацию, оценивая её с позиции обеспечения и фактической реализации прав и свобод граждан, которые по Конституции объявлены высшей ценностью и целью общества и государства, пришли к обоснованному и горькому для них выводу: в стране царит правовой дефолт. Государство разорвало конституционный договор и сняло с себя ответственность за создание условий для действительно свободного и достойного развития личности (ст.2) и освободило себя от гарантий обеспечения прав и свобод граждан, закреплённых в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами Беларуси (ст. 21).
- Среди многочисленных международных обязательств Беларуси важное место занимает борьба против пыток или актов жестокости, незаконного содержания в заключении, систематического осуществления казни без суда, похищения людей, за которыми следует их исчезновение, совершаемые, в том числе, в связи с политическими убеждениями. Перечисленные деяния во исполнение международных договоров Республики Беларусь закреплены в статье 128 УК в главе 17 (Преступления против мира и безопасности человечества).
В соответствии с ч.5 ст. 12 УК Беларуси данные преступления по характеру и степени общественной опасности относятся к особо тяжким, так как законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, пожизненного заключения или смертной казни. Наряду с этим, сроки давности при совершении указанных преступлений не применяются (ст.85 УК).
Следует особо подчеркнуть, новеллой действующего Уголовного кодекса является то, что, содержащиеся в его главе 17, составы преступлений преследуются в уголовном порядке независимо от того, совершены ли они на нашей территории или вне ее пределов, если совершенные деяния признаны преступлениями в государстве, на территории которого они были совершены, и виновные лица не понесли уголовную ответственность в этом государстве (ст. 6 УК). В данном случае речь идёт о так называемой универсальной уголовной юрисдикции, которая закреплена в уголовно- правовом законодательстве на основании обязательного для Республики Беларусь международного договора.
Аналогичные правила о действии уголовного закона в пространстве и во времени закреплены и в большинстве стран мира, в их числе страны Евросоюза, совета Европы, региона ОБСЕ и других. Они соответствуют основополагающему принципу aut dedere aut punire (или выдать, или наказать) виновного в совершении международного преступления. Это и есть выполнение (следование), уже упомянутому выше принципу неотвратимости наказания.
Таким образом, уголовное законодательство в этой части практически в полной мере отвечает складывающейся практике международного публичного права и позволяет на национальном уровне преследовать вне зависимости от гражданства и место жительства любое лицо, совершившее преступление против человечества.
Так, мы, правозащитники, полагали, направляя обращения в Следственный комитет Беларуси о возбуждении уголовных дел по признакам СТ. 128 УК, но получили отказы. И тогда граждане-жертвы насилия, выехавшие за рубеж, совместно с правозащитными организациями, адвокатами, правительственными учреждениями ряда стран активно приступили к практической реализации универсальной юрисдикции, которыми эти страны располагают, и где она может быть эффективно применена. Прежде всего в тех странах, которые имеют с Беларусью соответствующие международные договоры об оказании юридической помощи по уголовным, гражданским и административным делам (Украина, Польша, Чехия, Литва, Латвия и другие).
В сфере борьбы с преступностью имеются и другие международные договоры, заключённые на межгосударственном уровне и между профильными министерствами и ведомствами стран.
Сбор и закрепление доказательств по данным делам не представляют особых трудностей для тех, кто на профессиональной основе будет проводить расследование. Единственным, но вполне преодолимым препятствием, может стать отказ компетентных органов Беларуси сотрудничать с зарубежными коллегами, в том числе и по вопросам выдачи (экстрадиции) виновных в те страны, которые будут требовать выполнения этих обязательств по международным договорам. И в этой связи важно ссылаться на правила ч.5 ст.1 УПК Республики Беларусь о том, что необходимо, прежде всего, опираться на международный договор Республики Беларусь, по которому определен порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам. Его невыполнение может обернуться для беларусской стороны крайне негативными последствиями в борьбе с преступностью и выдачей скрывающихся за рубежом лиц, объявленных в Беларуси в международный розыск через структуры Интерпола.
Для жертв преступлений важно:
- чтобы следователи, прокуроры, судьи по результатам расследования дел в отношении виновных избрали меру пресечения и выдали международные ордера на их арест в любой стране;
- чтобы по гражданско-правовым искам потерпевших из Беларуси были удовлетворены требования о компенсациях за счет имущества государства (вспомним о принятом в США Законе Магницкого).
По этой же схеме по правилам и процедурам универсальной уголовной юрисдикции могут быть возбуждены уголовные дела по исчезнувшим 20 лет назад известным людям в Беларуси: Ю. Захаренко, В. Гончар, А. Красовский, Д. Завадский. Их дела в родной стране приостановлены производством и фактически не расследуются с 2001 года по воле Лукашенко. Но в ряде стран Запада проживают родственники исчезнувших, которые признаны потерпевшими по уголовным делам. Готов дать признательные показания один из участников насильственных похищений и внесудебных казней Юрий Гаравский. Мы знаем еще о нескольких лицах, готовых сотрудничать со следствием, иными структурами зарубежных государств. Имеются также документы предварительного расследования уголовных дел, ведущихся в Беларуси. И всё это может привести к положительному результату.
Могу с удовлетворением сообщить, что в соседних с Беларусью странах, куда выехали наши граждане, спасаясь от преследований, процессы возбуждения и расследования дел, по имеющимся у них процедурам универсальной юрисдикции, начались практически сразу после августа 2020 года. Списками первоочередных лиц, подозреваемых по фактам жестокостей и пыток, внесудебных казней, произвольных задержаний, незаконном содержании под стражей, уполномоченные органы располагают. Это прежде всего те, кто внесены в санкционные списки. Среди них: министр внутренних дел Республики Беларусь Караев, его заместители, начальники территориальных УВД, ЦИПов, ИВС, иных мест заключения, где применялись пытки, командиры ОМОНа, отдельные следователи, прокуроры и судьи, совершившие преступления против правосудия, действия которых также подпадают под признаки международных преступлений против человечества при условиях, влекущих их ответственность по универсальной юрисдикции.
- Тогда, когда страна скатилась к применению массовых репрессий за свободу высказывать свои убеждения, мирно протестовать против нарушений законности, когда власти прибегают к применению уголовных санкций, как к инструменту в политической борьбе со своими оппонентами, хочу напомнить всем должностным лицам правоохранительных органов и судьям об их личной ответственности.
Надеюсь, многие помнят, что после известного Нюрнбергского процесса над военными преступниками Германии, прошли суды над прокурорами, следователями, судьями, обвинявшимися в массовых репрессиях. Все они в свою защиту ссылались на выполнение предписаний действующих тогда законов фашистской Германии. Однако трибуналами было признано, что эти законы и практика их применения не соответствовали принципам правового демократического государства, что они были направлены против человечества и исполнители должны были осознавать это. Именно тогда появилось и было введено в оборот понятие «преступный закон». А исполнители – признаны виновными и осуждены. Кто-то лишился профессиональных званий и привилегий. На эти цели работают и законы о люстрации, которые могут быть приняты в Беларуси после победы над диктатурой.
Да воздастся каждому по делам его!