31 января 2021 года стало известно о задержании в Орше трех подростков, которые работали на один из интернет-магазинов в качестве закладчиков наркотиков. 18-летний житель райцентра и два его 16-летних приятеля были допрошены на камеру, а видео появилось в соцсетях МВД. Ребятам грозит до 10 лет лишения свободы. На этой неделе «Наш Дом» вновь поднимает тему детей-328, которых нелегитимная власть приговаривает к огромным срокам, к таким, которых не дают за убийство. При этом владельцы интернет-магазинов, где работали дети, остаются на свободе. Но чиновники МВД по-прежнему отрицают необходимость пересмотра наказаний по статье 328. Вспоминаем, что они говорили по поводу статьи 328 в последние два года. 

Декрет №6, ужесточивший наказание за преступления, связанные с наркотиками, появился в Беларуси в 2014 году. После череды посадок и огромных сроков для мальчиков и девочек младше 18 и даже младше 16 лет правозащитники признали это наказание слишком жестоким. Но власти были непреклонны — никаких поблажек ни распространителям, ни потребителям наркотиков. И лишь летом 2019 года проскользнула первая мысль: кажется, палку все-таки перегнули, а проблема не решается.

В декабре 2019 года, посещая БГМУ, Александр Лукашенко высказался по теме наркопреступности. Он отметил, что судьи должны тщательно исследовать каждую ситуацию и назначать наказание, адекватное обстоятельствам уголовного дела. А еще обвинил матерей-328 в том, что те недостаточно воспитывали своих детей. Тогда же он высказался и об амнистии: «Я поручил пересмотреть вопрос по помилованию некоторых молодых людей. В основном сидят парни, девушек среди них немного, единицы. Но тем не менее они попали за решетку из-за попустительства родителей».

Но амнистия в том виде, в котором ее ожидали, не появилась. В апреле 2020 года Верховный Суд представил Президенту проект закона об амнистии. Обещалось пересмотреть наказания примерно для 12 тысяч осужденных, в том числе для несовершеннолетних распространителей наркотиков. Но ходатайства об амнистии планировалось рассматривать только тогда, когда вместе с материалами дела поступят поручительства от близких родственников, что они возьмут на поруки детей и те будут на особом контроле. В итоге амнистию к детям-328 применили лишь частичную, сократив им наказание на один год — и только тем, кто осужден по части 4 статьи 328. Подростки, отбывающие сроки по частям 1, 2 и 3 этой статьи, амнистии не дождались. Равно как и подростки, имеющие нарушения в колониях — а их можно получить за незаправленную постель или невежливый ответ надзирателю.

В 2020 году Екатерина Шелегова, заместитель начальника управления по наркоконтролю Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД, рассказала о том, как положения антинаркотического Декрета № 6 ужесточили ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков: «Закон пошел по пути ужесточения наказания, но именно по особо тяжким составам, связанным со сбытом наркотиков. Если бы не принятые в 2014 году меры, неизвестно, сколько молодых людей мы потеряли бы». Остается лишь задать вопрос, сколько молодых людей уже потеряно в тюрьмах.

По данным главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, с января по июнь 2021-го по статье 328 задержали около 100 человек, которые учатся в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях. У большинства из них особо тяжкий состав, а это грозит наказанием от 6 до 15 лет лишения свободы. И хотя куда больше вины в этом случае лежит на организаторах преступного бизнеса, о смягчении наказаний для подростков речи не идет — наоборот, дети получают огромные сроки за свой юношеский максимализм, самоуверенность, жажду легких и быстрых денег.

В августе 2021 года начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Могилевского облисполкома полковником милиции Владислав Ковалев рассказал, что после ужесточения законодательства ситуация с наркобизнесом стабилизировалась: «Повлиял не только страх сурового наказания. Работа всех заинтересованных ведомств и служб стала комплексной. Но из сводок не пропадают сообщения о попавшихся по статье 328 УК. Основная причина — желание легкой наживы. Взять те же интернет-магазины. Их предложения интересны для подростка или молодого человека: за одну закладку можно получить приличную сумму. А когда речь идет о перевозке наркотиков через границу, ставки возрастают в разы».

25 августа 2021 года первый заместитель министра внутренних дел генерал-майор Юрий Назаренко заявил, что законодательство по статьям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, смягчать не нужно: «Я не сторонник послабления нормативных актов, связанных с наркотиками. В некоторых странах за такие преступления предусмотрена смертная казнь. Мы видим рост распространения наркотиков. То есть люди понимают: раньше 8 – сейчас 6, 5 и 3».

Солидарен с ним оказался и председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по международным делам и национальной безопасности Сергей Рачков: «Мы приняли жесткий, но, я считаю, правильный закон, чтобы поставить барьер распространению наркотиков. Проходящие по таким статьям молодые люди получают нередко 10 и более лет лишения свободы. Родители считают, что это чрезмерно жесткий подход. Однако проблема с распространением наркотических средств весьма серьезная. Мы отслеживаем практику применения этого закона – и видим резкое сокращение деяний в этой области. Поэтому, на наш взгляд, пока преждевременно ослаблять действие этого закона».

В декабре 2021 года председатель Совета Республики Наталья Кочанова заявила, что стране необходима более агрессивная профилактическая работа по противодействию незаконному обороту наркотиков: «Я считаю, если мы будем идти по пути смягчения законодательства и ответственности за эти правонарушения, наверное, это будет неправильным. Потому что человек под наркотическим воздействием способен на все. И мы должны это четко понимать». Отметим, что зачастую подростки, которые попадаются за распространение наркотиков, не являются наркоманами. Для них опасные вещества — всего лишь способ заработка, спасения от материальных проблем в семье.

Увеличение тенденции отметил и начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Олег Сильвестрович. «Проведенный МВД анализ свидетельствует о том, что в январе-октябре текущего года число несовершеннолетних, которые совершили преступления в этой сфере, имеет тенденцию к значительному росту. Большинство из них совершили преступление, связанное со сбытом наркотиков, в составе организованной преступной группы. К сожалению, несмотря на широкую информационную кампанию по профилактике незаконного оборота наркотиков и наркомании, можно привести немало свежих примеров, когда молодые люди от 14 до 18 лет задерживались сотрудниками милиции за сбыт наркотиков». Уже из этих слов можно сделать вывод, что ни о каком смягчении наказания для детей-328 идти не может.

31 января 2022 года  начальник УВД Витебского облисполкома Андрей Любимов отметил, что вина лежит не только на подростках-распространителях: «В начале этого года задержано уже три подростка. Все 2005 года рождения, учащиеся колледжа. Ребят, как правило, используют для произведения закладок. Печально, что подростки безответственно относятся к своей судьбе. Многие не осознают тяжесть совершаемого преступления и серьезную расплату, которая грозит за него. А ответственность по статье 328 предусмотрена очень высокая».

Из приведенных высказываний не составит труда сделать вывод, что дети продолжат нести ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками. У юных беларусов продолжат отбирать молодость, здоровье, возможность учиться. А после тюрьмы взрослые мужчины и женщины не будут знать, как жить в новом мире, и, скорее всего, пойдут обратно. Таким образом государство решает проблемы с бесплатной рабочей силой. Справедливо ли это? Мы уверены, что наши дети заслуживают лучшего.