Последний день уходящего года приближается к завершению. За новогодним столом большинство из нас окунается в воспоминания о приятных событиях, подводит итоги и надеется, что следующий год будет счастливее и радостнее. Уже второй год под бой курантов беларусы загадывают одно желание — освобождение от диктаторского режима Лукашенко.

В этом году мы немало перенесли. Фашистский режим продолжил убивать людей: двое заключенных по статье 328, политзаключенный Витольд Ашурок, подросток Дмитрий Стаховский, прыгнувший с крыши из-за преследования силовиков, Елена Амелина, умершая от коронавируса после 15 суток на Окрестина, Андрей Зельцер, которого убили офицеры КГБ. Хунтой впервые был захвачен гражданский самолет. Режим едва не похитил спортсменку Кристину Тимановскую и начал гибридную войну с западными соседями, устроив миграционный кризис у границ. Количество политзаключенных увеличилось по сравнению с прошлым годом — DissidentBY признал политическими узниками 1188 человек. Мы узнали сотни историй о пытках и избиениях в тюрьме. Тысячи людей потеряли свой дом и были вынуждены с нуля начинать жизнь в новой стране. И поняли, с кем нам по пути, а с кем точно нет.

И вместе с тем в уходящем году было немало приятных моментов. Мы проявили солидарность, собирая средства на восстановление пострадавшего в пожаре костела в Будславе. Мы дружно всей страной восхищались 12-летним Ромой Когодовским, который вынес младшего брата из горящего дома и получил ожоги 65 процентов тела. Мы сочувствовали близким погибших пилотов Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко, которые отвели военный самолет от города, но сами погибли. Мы продолжали поддерживать политзаключенных: писали им письма, выходили на акции солидарности, помогали материально их семьям. Мы поднимали тревогу и шевелили политиков и журналистов стран Запада — и благодаря этому некоторые истории закончились счастливо.

Нелегитимный лукашенко объявил 2022 год Годом исторической памяти. Но историческая память у режима одна — Великая Отечественная война, которая у него считается началом отсчета беларусской истории. Но мы прекрасно знаем, что это не так и что в истории Беларуси еще множество дат и событий. Это и Грюнвальдская битва, и битва под Оршей, и Конституция Речи Посполитой — одна из первых в Европе, и восстание Кастуся Калиновского. Наша история — это герб «Пагоня» и бело-красно-белый флаг, это Ночь расстрелянных поэтов и сталинские репрессии, это «Чарнобыльскі шлях», разгон Верховного Совета и убийство Юрия Захаренко, Дмитрия Завадского, Виктора Гончара и Анатолия Красовского. Это палаточный городок на Октябрьской площади в 2006 году и протесты 19 декабря 2010 года. Это протесты против строительства аккумуляторного завода в Бресте и беларусские волонтеры, которые спасали людей от коронавируса, когда государство отрицало его существование. И память именно об этих моментах мы хотим сохранить.

Мы очень надеемся, что в следующем году режим продолжит разрушать себя и окончательно падет. Мы верим в то, что незаконный конституционный референдум не состоится и что интеграция с Россией не будет углубляться. Мы хотим в следующем году не слышать о том, что Россия — это наш друг, а Владимир Путин — мудрый правитель. Потому что мы уже давно и четко понимаем — на востоке от нас самый страшный враг беларусского народа и всего суверенитета. И от этого врага нам предстоит спастись. Мы продолжим помогать беларусам в стране и за ее пределами, чтобы обеспечить комфортную жизнь наших людей. Впереди у нас нелегкий год, но очень хочется, чтобы он закончился всеобщим счастьем для страны. И чтобы 1 января 2023 года мы встречали с шампанским в Минске, обнимая родных и друзей.

Жыве Беларусь!