В политической теории очень популярна идея, о том что одной из главных предпосылок успеха любой революции является наличие раскола так называемых элит. Если раскола не происходит и часть элиты не переходит на сторону недовольного народа, то и ожидать успеха революционного выступления не приходится. Некоторые говорят, что именно благодаря тому, что элиты в Беларуси не раскололись, протест и не принес ожидаемого результата. Но так ли это на самом деле? И стоит ли ожидать раскола элит в будущем?
Хочу всех немного огорчить по поводу раскола элит. В Беларуси, как ни странно, он уже произошел. Настоящие элиты уже раскололись. И большая часть этой настоящей элиты оказалась на стороне народа. Что я имею в виду? Давайте разбираться.
С точки зрения общественных наук элита представляет собой некую общность с устойчивыми связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам управления. Всякая элита осуществляет влияние на социум, а также регламентирует выработку моделей поведения, является авторитетом в глазах общественного мнения.
Согласно политической и социологической теории в отношении трактовки термина «элита» существует два основных подхода. Первый подход оценивает принадлежность к элите по факту обладания реальной властью или влиянием на политические процессы, безотносительно оценок интеллектуальных или моральных качеств тех или иных людей. Этот подход восходит к основополагающим работам итальянского социолога Гаэтано Моска. Если следовать Моска, то на первый взгляд в Беларуси действительно раскола никакого не было. Те, кто обладал реальной властью, ей и обладают до настоящего времени.
Но есть еще и второй подход, который базируется на исходном смысле понятия элита, что в переводе с французского значит «лучшие». Подразумевается, что входящие в элиту люди, обладают более высокими интеллектом, талантом, способностями, компетентностью по сравнению со средними показателями конкретного общества. Этой позиции придерживался итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето. Но даже Моска вторя Парето утверждал, что элиты должны обладать интеллектуальным и моральным превосходством, которое высоко ценятся в обществе.
Существуют элиты политические, военные, культурные, научные, спортивные и так далее. Кроме того, любая элита обладает источником своего элитарного положения, это значит, что определенные люди принадлежат к элите по факту принадлежности к какой-либо элитарной корпорации, группе. Эта принадлежность основывается на знаниях, умениях, навыках, каком-либо праве или порядке. Так, аристократия исторически обладает элитарным положением благодаря определенной традиции, укладу. Но большинство современных элит формируется по другим принципам. Знаменитый спортсмен входит в элиту благодаря тому, что ставит рекорды и выигрывает соревнования, ученый – за свои научные труды и открытия, деятель культуры благодаря своим творческим талантам, религиозные лидеры обладают моральным авторитетом в обществе.
И как в итоге проявила себя беларусская спортивная, научная, культурная, религиозная элита в августе 2020 года? Значительная ее часть осудила действия власти, связанные с обманом и насилием, некоторые просто промолчали и только отдельные личности выступили на стороне беззакония. В свою очередь большинство политического руководства страны и ее силовых ведомств остались верны системе и не перешли на сторону народа.
Почему так произошло? Ответ весьма прост. Спортсменка и олимпийская чемпионка Александра Герасименя, медицинский светила и академик Александр Мрочек, певица и оперная дива Маргарита Левчук, епископ и духовный пастырь Юрий Кособуцкий и другие, занимают свое положение в обществе не благодаря действующей власти, а благодаря своим талантам, умениям, знаниям и моральному авторитету. Это и есть настоящая элита страны. Хороший спортсмен, врач, музыкант или художник и в Африке будет таковым, независимо от политической конъюнктуры. Эти люди самодостаточны и не нуждаются в подтверждении своего элитарного положения со стороны политической власти.
В свою очередь пресс-секретарь, генерал, министр или глава государственного СМИ назначены одним человеком и своим положением они обязаны только ему. Ожидать, что эти люди уйдут со своих постов достаточно наивно. Система выстроена так, что свои должности они занимают в первую очередь по принципу исполнительности и лояльности, а не благодаря каким-то исключительным компетенциям или знаниям. И они это прекрасно понимают. Это было видно по одному из сливов, где уже бывший министр откровенно признавался, что таких, как он тысячи, но выбор пал на него, и его задача оправдать этот выбор. Это и есть философия большинства назначенцев действующей вертикали.
Очевидно назвать таких людей элитой не поворачивается язык. Даже в советские времена партийные бюрократы и чиновники обладали большим правом на это высокое звание.
Свое положение они не столько занимали благодаря воле одного человека, сколько были обязаны существующему порядку замещения должностей – номенклатуре. Вскоре этим термином стали называть саму правящую элиту в СССР, которая формировалась путём назначения кандидатур на ключевые государственные посты через утверждение партийными органами. Таким образом, советская политическая элита тоже представляла собой корпорацию, только в данном случае уже партийную.
В нынешней Беларуси чиновники или силовики никакой самодостаточной корпорацией не являются и, соответственно, на принятие самостоятельных решений они тоже не способны. Не стоит ждать, что они пойдут за народом, так как никакой народ их туда не назначал. Да и куда им идти, кем они будут в условиях нового конкурентного общества? Пресс-секретарь пойдет в актрисы второго плана провинциального театра, министр МВД в охранники, а депутат мести дворы? Сомнительно, что такая перспектива для них является заманчивой.
Поэтому не ждите раскола элит, настоящие элиты уже раскололись, а нынешние политические руководители рано или поздно уйдут вместе с этой системой.
Автор: Петр Жилинский